Когда ко мне приходит студент, я всегда заранее думаю: «Может быть, это будущий Эйнштейн или Фарадей?» — Анна Курбатова, кандидат биологических наук

Когда ко мне приходит студент, я всегда заранее думаю: «Может быть, это будущий Эйнштейн или Фарадей?» — Анна Курбатова, кандидат биологических наук

В Международный женский день мы поговорили о стереотипах, глобальном потеплении и о том, как женщины успевают одновременно быть женами, мамами и учеными — с Анной Курбатовой, доцентом департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции института экологии РУДН.

Сталкивались ли вы со стереотипом, что наука — не для женщин?

Я выросла в семье ученого. Мой папа — инженер-конструктор авиадвигателей, заслуженный инженер СССР. Он всю жизнь что-то изобретал, рисовал, чертил. А я наблюдала.

На работе, в университете, мне повезло не столкнуться с подобными стереотипами, хотя среди моих коллег больше ученых-мужчин. У нас всегда выстраиваются научные партнерские отношения, и на себе я никогда не ощущаю влияние подобного мнения.

Как при наличии ролей жены, мамы, преподавательницы найти время для роли ученой?

Первая моя мысль, когда я услышала вопрос: «Это какой-то кошмар!» (смеется). Совмещение нескольких ролей мотивирует человека грамотно планировать время. Когда много дел и по дому, и на работе, при грамотном распределении ресурсов и времени, все выстраивается в четкую структуру.

Мне никогда не удалось бы успеть все это без близких людей. Абстрагироваться от дел и полностью посвятить себя научному труду, углубиться в написание монографии или научной статьи, трудно без поддержки семьи. Кроме того, что я выросла в научной семье, семья моего мужа — тоже ученые. Поддерживают со всех сторон.

Расскажите о том, как менялись ваши научные интересы.

Я окончила факультет физико-математических и естественных наук РУДН, специальность — «Аналитическая химия», направление — «Неорганическая химия». Мой научный путь можно разделить на несколько периодов:

  1. Первая проба пера — магистерская диссертация, в которой я исследовала комплексы органических соединений сложного строения с тяжелыми металлами. С помощью эксперимента образовался кристалл — твердое вещество — комплекс меди с органическим лигандом. Я открыла новое вещество! Провела рентгеноструктурный анализ и спектроскопию, установила строение. Кристалл обладал флуоресцентным свойством — светился в темноте. По правилам, новое вещество нужно было запатентовать, но на тот момент я была не так погружена в науку, так и не запатентовала. Но об этом веществе остался след в виде статьи в журнале «Химия гетероциклических соединений». Моя первая статья высокого уровня.
  2. Научный путь продолжился на экологическом факультете РУДН. Там случай свел меня с академиком, д.ф.-м.н., профессором Александром Тарко. Он — известный ученый в области математического моделирования климатических процессов, моделирует сложные биосферные процессы. Александр Михайлович — один из основоположников математических моделей, которые могут прогнозировать последствия ядерной войны. Под его руководством я написала кандидатскую диссертацию на тему математического моделирования воздействия выбросов предприятий цветной металлургии на лесные биогеоценозы. Работать с профессором было достаточно легко, так как я очень хорошо владею математическим аппаратом, спасибо нашему физмату. Благодаря математическим моделям, которые я разработала, можно прогнозировать воздействие выбросов металлургических предприятий на состояние растительных экосистем на определенный период времени, скорость их восстановления и деградации, составлять карты ущерба.
  3. Я продолжила работать в этой сфере. Сейчас пишу докторскую диссертацию, которая касается математического моделирования глобального углеродного цикла. Изучаю, как растительные экосистемы разных регионов мира поглощают углекислый газ из атмосферы, какие процессы происходят в растениях, почве.

Чем ваше исследование полезно людям?

Мировую общественность волнуют изменение климата, глобальное потепление. Человечество озадачено, что будет происходить с температурой на планете. Поэтому многочисленные международные соглашения: Киотский протокол, Парижское соглашение, различные климатические конференции ставят перед собой цель ограничить выбросы парниковых газов в атмосферу. В 2015 году заговорили о том, что важно не только знать, сколько страна выбрасывает парниковых газов, но и понимать, какой митигационный потенциал у государства. Важно определять разницу: сколько оно выбросило и сколько поглотило.

У России — огромный потенциал по смягчению климата за счет поглощения COв процессе фотосинтеза. В своей работе я пытаюсь смоделировать процесс поглощения. То есть, предположить, как экосистемы будут реагировать на повышенную концентрацию углекислого газа в атмосфере. Ищу некую дельту между выбросами и поглощением. В экологии это называется компенсационная способность растительных экосистем.

Эти математические модели позволяют с определенной долей вероятности (~70%) спрогнозировать, как экосистемы суши будут реагировать на дальнейшее потепление, увеличение или уменьшение концентрации парниковых газов. Для этого мы проигрываем несколько сценариев.

Какая у вас «научная мечта»?

Цель науки — постижение истины. Наука для меня — творческая деятельность. Я люблю сесть и думать о том, как происходят какие-либо процессы, выделять закономерности. Наука такая вещь, можно год-два работать над чем-то и внезапно достичь цели, получить результат. Как у Архимеда: «Эврика!». Нет ничего ценнее этого момента для ученого. Цель — это всегда конечный результат. А для меня важен сам процесс.

Какое открытие должны сделать ученые в ближайшие 10 лет, чтобы изменить наш мир к лучшему?

Ученым хочется достичь экологически чистого производства (Cleaner production), чтобы человечество производило продукты с минимальным воздействием на окружающую среду. Открыть технологии, которые максимально вовлекли бы все выбросы, отходы — исходящие ресурсы, обратно в ресурсный цикл, то есть, замкнули его. Это станет большим прорывом в области охраны окружающей среды и повлечет за собой открытия новых важных технологических циклов, в которых начнут применяться новые материалы. Сохранятся невозобновляемые источники энергии.

Вы курируете научные проекты студентов, участвуете с ними в конкурсах. Как мотивируете ребят сделать первый шаг в науку?

Когда ко мне приходит студент, я всегда заранее думаю: «Может быть, это будущий Эйнштейн или Фарадей?». Вы никогда не узнаете, кто пришел к вам, какой у него или у нее потенциал. Моя задача, если студент сделал шаг навстречу науке, заинтересовать его.

Я убеждена, что самый лучший способ привить любовь к науке — показать на собственном примере. Можно говорить все, что угодно, но, если вы сами не вовлечены, студенты сразу почувствуют фальшь. На лекциях стараюсь рассказывать о самых актуальных исследованиях, интересных открытиях. Я — как химический катализатор — должна все, что есть в студенте, что ему дали родители, школа, университет, зажечь. Чтобы он «загорелся наукой».

Самое приятное после большой проделанной работы — получать сообщения от студентов о том, что они устроились работать по профессии или достигли каких-либо результатов в науке.

Приобщаете окружающих к экологическим инициативам?

 

Любовь и бережное отношение к окружающей среде идут из семьи, с детства. Есть определенная культура, этика поведения. Как мы ведем себя дома, по отношению друг к другу, так же мы будем себя вести по отношению к обществу и природе. Если человек хорошо воспитан, его эко-привычки — встроенная функция. У меня есть друзья, которые далеки от экологии, но благодаря рассказам об эко-инициативах стали активно заниматься раздельным сбором отходов. Мое влияние попало на благодатную почву и дало плоды.   Сын частенько напоминает взять многоразовую сумку в магазин.

Верят ли ученые в Бога, чудо, совпадения или судьбу?

Альберт Эйнштейн говорил: «При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность».

Смысл совпадений проясняется нам со временем. Представьте, что ткется сложный узор на ковре и в процессе работы мы видим множество ниток разных цветов, неравномерный рисунок. Но когда процесс завершается, мы понимаем задумку ремесленника. Так же и в жизни, мы не всегда осознаем, почему происходят те или иные ситуации, но со временем приходим к тому, что эти случаи стали частью результата, который мы имеем сегодня.

Что касается науки и Бога, многие великие ученые были религиозны: Бойль, Галилей, Кеплер, Лейбниц, Ньютон... Вера в Бога никак не противоречит научным исследованиям и открытиям.

У меня была преподавательница по квантовой химии — Софья Георгиевна. Она всегда говорила, чем больше вы углубляетесь в строение атома, изучаете, по какой траектории двигаются электроны, тем лучше вы понимаете, насколько устройство мира сложное. Настолько, что кажется его мог создать только Высший разум. Как бы странно это ни звучало.

Считается, что Международный женский день в России сегодня утратил свой изначальный смысл, как день борьбы женщин за равные права и эмансипацию. Помните, как ваша семья отмечала 8 марта в детстве? Как празднуете сегодня?

Этот день всегда ассоциировался у меня с мимозой. В советские времена ее привозили из Абхазии. Папа и дедушка дарили букеты маме и бабушке, а девочкам перепадало по веточке от одноклассников.

В этот день я всегда поздравляю коллег и друзей. Желаю быть счастливыми и удовлетворенными от своего места в жизни. Не важно, работают ли они в лаборатории, устраивают выставки в художественной галерее или заботятся о детях. Главное — чувствовать себя счастливыми и получать удовольствие от жизни.

Пусть женщины будут в центре внимания не только 8 марта, но и остальные 364 дня в году.

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
17 марта
Студенты РУДН получили гранты на обучение в ОАЭ

Семь студентов РУДН отправились изучать арабский язык в Абу-Даби в Центр арабского языка Университета гуманитарных наук Мухаммеда бен Зейда. Среди ребят — представители филологического факультета и факультета гуманитарных и социальных наук.

Жизнь в РУДН
14 марта
«Получаю удовольствие от учебы — часто «вывожу» на энтузиазме», — Мария Подгорная, отличник 10 семестров, студент-лингвист, РУДН

Как изучать языки романской группы, определить свой путь в лингвистике и найти вдохновение во французской цитате — рассказывает Мария Подгорная, студентка института иностранных языков («Лингвистика», VI курс).

Жизнь в РУДН
24 февраля
«Меридиан дружбы» РУДН отметил День Российских студенческих отрядов

Бойцы ИССО «Меридиан дружбы» провели серию мероприятий в честь Дня Российского студенчества, а также посетили Всероссийский карьерный форум «Труд крут».