Конференция «Состояние и перспективы методики преподавания русского языка и литературы»
Российский университет дружбы народов
Санкт-Петербургский государственный университет
Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина
Центр международного образования МГУ им. М.В.Ломоносова
Институт языкознания РАН
Пятигорский государственный лингвистический университет
ПРОГРАММА
Международной научно-методической конференции
«СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
(1 – 2 ноября 2008 г., Москва)
31 октября 2008 г.
Заезд участников Конференции. Размещение.
01 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6. Главное здание РУДН)
8.30 – 10.00 |
Регистрация участников Конференции. |
10.00 – 11.20 |
Торжественное открытие Конференции. |
11.20 – 13.30 |
Стендовые выставки. Выставки-презентации книг издательств. |
11.30 – 12.15 |
Церемония открытия «Аудитории Русского мира» Фонда «Русский мир» на базе РУДН. |
12.15 – 13.30 |
Кофе-пауза. |
13.30 - 14.50 |
Продолжение Пленарного заседания. |
14.50 - 15.00 |
Перерыв |
15.00 – 18.00 |
Продолжение работы Конференции на площадках |
01 ноября 2008 г
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6)
15.00-18.00 |
РАБОТА СЕКЦИЙ. |
|
СЕКЦИЯ I. Новые тенденции в методике преподавания русского языка как родного и литературы. |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ II. Традиции и инновации в методике преподавания русского языка как иностранного. Обучение русскому языку как языку специальности (Памяти проф. Е.И.Мотиной). |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ IV. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в системе довузовской подготовки. |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ V. Проблема изучения языкового сознания носителей различных этнических культур. |
15.00-18.00
18.30 – 20.00 |
СЕКЦИЯ VI. Вопросы методики преподавания русского языка в ситуации естественного билингвизма (инонационально-русский билингвизм). Cопоставительная лингвокультурология. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Проблема изучения языкового сознания носителей различных этнических культур. Фуршет. |
Площадка: Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова
(Зал-ротонда, 31 этаж)
15.30 – 19.00 |
РАБОТА СЕКЦИИ. |
19.00-20.00 Фуршет
02 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6)
10.00 – 17.00 |
РАБОТА СЕКЦИИ III, РАБОТА КРУГЛЫХ СТОЛОВ. |
|
|
10.00 – 12.00 |
Круглый стол № 1. «Новые тенденции в методике преподавания русского языка как родного и литературы». |
13.00-17.00 |
Круглый стол № 2. «Русский язык как язык межнационального, культурного и делового сотрудничества. Русский язык как одно из средств выражения художественного образа иной национальной культуры: достижения и перспективы». |
13.00-17.00 |
СЕКЦИЯ III. Актуальные проблемы русистики и общего языкознания: теоретические и прикладные аспекты |
13.00-17.00 |
МАСТЕР-КЛАССЫ. ТРЕНИНГИ. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ. |
|
Мастер-классы по прикладной лингвокультурологии . (Ауд.№400) |
|
Презентация уроков русской языковой культуры (язык-литература→культура). (Ауд. №400) |
|
Мастер-класс «Инновационные подходы в преподавании русской орфографии». (Ауд. 400) |
|
Презентация электронного учебника по русскому языку (РУДН). |
|
Тренинг межэтнической компетентности (ПГЛУ, Пятигорск). |
|
Тренинг межкультурной толерантности (ПГЛУ, Пятигорск). |
|
Презентация книги «Категория вежливости и стиль коммуникации: сопоставительный анализ английской и русской лингвокультурных традиций» (РУДН – МГЛУ). |
17.00-19.30 |
Подведение итогов работы Конференции. |
Площадка: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
(ул. Академика Волгина, 6, 3ал Ученого совета, 2-й этаж)
13.00-17.00
РАБОТА КРУГЛОГО СТОЛА.
«Ключевые проблемы методики обучения русскому языку».
Подведение итогов работы Конференции.
Фуршет.
Площадка: Центр международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова
Зал-ротонда, 31 этаж
10.00-18.00 |
РАБОТА СЕКЦИИ. «Экология культуры». |
3-4 ноября 2008 г.
АССАМБЛЕЯ РУССКОГО МИРА
Площадка: Интеллектуальный центр МГУ им. М.В. Ломоносова
(Ломоносовский проспект, д. 27)
9.30 – 11.00 |
Регистрация участников Ассамблеи. Работа тематических выставок. Работа пресс-центра Ассамблеи. |
11.00 – 13.30 |
Церемония открытия Второй Ассамблеи Русского мира. |
13.30 – 15.00 |
Обед |
15.00 – 17.00 |
Работа круглых столов, секций. |
|
Панельная дискуссия «Русский мир в действии». Актовый зал |
|
Круглый стол «Русский мир и процессы глобализации». |
|
Круглый стол «Российская культура в мировом контексте». |
|
Круглый стол «Информационное пространство Русского мира». |
|
Тематическая секция «Русский язык в международном общении». |
17.00 - 18.30 |
Фуршет. |
18.30 - 19.45 |
Художественно-развлекательная программа |
20.00 |
Отъезд автобусами до гостиниц. |
4 ноября 2008 г.
13.00 |
Культурно-экскурсионная программа. |
01 ноября 2008 г.
Площадка: Российский университет дружбы народов
(ул. Миклухо-Маклая, 6. Главное здание РУДН)
Торжественное открытие Конференции
(Актовый зал)
Приветственное выступление студентов РУДН - Gaudeamus igitur.
Вступительное слово ректора РУДН Владимира Михайловича Филиппова.
Вступительное слово исполнительного директора Фонда «Русский мир» Вячеслава Алексеевича Никонова.
Вступительное слово- председателя русофонной группы Ген. Конференции ЮНЕСКО Олжаса Омаровича Сулейменова.
Вступительное слово заместителя Министра науки и образования Российской Федерации Исаака Иосифовича Калины.
Вступительное слово президента СпбГУ, председателя Попечительского совета Фонда «Русский мир» Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Вступительное слово ректор ГИРЯ им. А.С. Пушкина Юрия Евгеньевича Прохорова
Приветствие ректора ПГЛУ Александра Павловича Горбунова (зачитает проректор по науке ПГЛУ Заур Асланович Заврумов).
Приветствие главного редактора журнала «Дружба народов», писателя Александра Луарсабовича Эбаноидзе.
Приветствие зам. директора, зав. кафедрой русского языка ЦМО МГУ имени М.В.Ломоносова Веры Александровны Степаненко.
Приветствие начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина Героя Российской Федерации, летчика-космонавта России, генерал-лейтенанта Василия Васильевича Циблиева.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
13.30 – 14.50 Актовый зал экономического факультета
Владимир Павлович Синячкин – зав. кафедрой русского языка и литературы ИИЯ РУДН.
Татьяна Михайловна Балыхина - декан факультета повышения квалификации РУДН. Маханбет Джусупов - профессор Узбекского государственного университета мировых языков (Ташкент, Узбекистан).
Наум Лазаревич Лейдерман – профессор Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия).
Белла Марковна Есаджанян – профессор (Ереван, Армения).
Сосорбарамын Эрдэнэмаам - профессор Института иностранных языков Монгольского государственного университета образования, зав. кафедрой русского языка и литературы.
Валентина Авраамовна Маслова – профессор Витебского государственного университета (Витебск, Белоруссия).
Заур Асланович Заврумов – проректор по научной работе и развитию интеллектуального потенциала ПГЛУ (Россия, Пятигорск).
Лала Гусейновна Гулиева – профессор, зав. кафедрой русского языкознания Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).
Ксения Владимировна Маёрова – профессор кафедры русского языка и методики его преподавания РУДН, Россия.
Марина Львовна Новикова – профессор кафедры русского языка юридического факультета РУДН.
Улданай Максутовна Бахтикиреева – профессор кафедры русского языка и литературы ИИЯ РУДН.
15.00-18.00 |
РАБОТА СЕКЦИЙ |
|
СЕКЦИЯ I. Доклады: Т.Б. Гуртуева, М. Услу Интерпретация поэтического текста (из опыта работы с турецкими студентами) Т.Г. Джафаров, И.М. Джарчиева Из опыта создания программ и учебников по литературе для общеобразовательных школ Азербайджана с русским языком обучения О.И. Дмитриченко Фразеологизмы библейского происхождения О.Е. Дроздова Лингвистика в средней школе: спектр возможностей Т.К.Емельянова Повышение качества подготовки будущих специалистов в области орфографии Е. И. Зейферт Методика изучения жанровых процессов в национальной литературе Е.А. Иванова К вопросу о разработке комплекта электронных интерактивных таблиц по русскому языку А.М. Казиева «Кавказскость современной русскоязычной северокавказской литературы» Б.Г. Каирбеков Два могучих крыла Пегаса И.Е. Карпович Формирование предметной, социокультурной и коммуникативно-речевой компетенции студентов-нефилологов в системе профессионального образования В.Б. Куриленко Культурно-языковое образование студентов-нефилологов В.В. Киссюк Слово – творец действительности (методика обучения культуре речи российских студентов-нефилологов) А.Г. Коваленко Триллер нового времени (А.А. Азольский) А.В. Коренева Инвариантная и вариативная составляющие в системе профессионально ориентированного обучения курсу «Русский язык и культура речи» Л. В. Коротенко Отражение языкового сознания авторов в афористических текстах В. Токаревой, Н. Горлановой и Л. Улицкой Н.А. Красс Вербальное и невербальное самораскрытие студентов в процессе обучения культуре речи как современная психолого-педагогическая проблема Е.Н. Кремер К вопросу о роли и значении русских художественных текстов национальных авторов в развитии культуры Е.Л. Кудрявцева Использование материалов художественного кинематографа на занятиях по русскому языку и литературе: к постановке проблемы М.В. Кузнецова Работа над письменной речью в старших классах общеобразовательной школы Н.Л. Лейдерман О «белых пятнах» и мифах в истории русской литературы советской эпохи (1920-е годы) К.В. Маёрова Язык и стиль эпопеи А.И.Солженицына «Красное колесо» и рассказов «крохоток» как отражение русского национального и культурно-языкового развития Р.В. Моргунов Особенности понятия термина «лирический герой» И.Е. Намакштанская Эстетическая основа комического в творчестве Н.В. Гоголя и В.С. Высоцкого И.Т. Народовска Современная женская проза в свете методики преподавания литературы в учебных заведениях Латвии И.Н. Политова Новые подходы к изучению словосочетания Л.Ю. Романова День русского языка – одно из направлений развития индивидуальных особенностей школьников О.И. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева, А.Л. Архангельская, М.А. Брагина Вариативные электронные образовательные ресурсы для поддержки школьного курса русского языка Н.В. Сайкова Лингвоперсонологические аспекты лингводидактики (на примере уроков развития речи) В.П. Синячкин О новом подходе к методике преподавания орфографии на примере курса русского языка для соотечественников, проживающих за пределами России Т.М. Соколова О проблемах обучения русскому языку как родному при подготовке гуманитариев в нефилологических вузах Т.В. Стрыгина Электронные ресурсы на уроках русского языка С.В. Цынк Совершенствование произносительной грамотности студентов-нефилологов Е.А. Чубина Лингвокультурологический спецкурс активного типа для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» С.В. Юртаев Состояние и перспективы изучения тенденций в методике обучения русскому языку как родному Д.У. Якибова Принципы преподавания русской литературы как иностранной
|
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ II. Доклады: |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ IV. Доклады |
|
Н.А. Артёменко Организация процесса обучения русскому языку и литературе в старшей (профильной) школе |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ V. Доклады |
|
Е.А. Аршавская, А.А. Нистратов Некоторые особенности восприятия названий ряда стран российскими информантами |
15.00-18.00 |
СЕКЦИЯ VI. |
|
Доклады |
AR-гид по исчезающим языкам народов России, тематические туры по «малым» музеям Москвы, путешествия без барьеров...Это только малая часть проектов и тем, которые обсуждали и презентовали участники III Международного студенческого конгресса «Туризм будущего — будущее туризма», который прошёл в РУДН в конце сентября.
Магистр направления «Фундаментальная информатика и нформационные технологии» факультета физико-математических и естественных наук РУДН Фернандо Леон занял первое место в летней школе по машинному обучению SMILES. Школу организовал этим летом Сколковский институт науки и технологий совместно с Harbin Institute of Technology (Китай).
Сверять даты в документах и находить оптимальные решения задачи научились студенты-экономисты РУДН на деловой игре-симуляции «Внутренний аудитор промышленного предприятия-2025», которая прошла в конце сентября в коворкинге главного корпуса.
10 команд из нашего вуза, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МИСИС, Российского государственного геологоразведочного университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Российского нового университета под зоркими взглядами экспертов соревновались в умениях качественной подготовки аудиторского заключения. Организаторами игры выступили РУДН и Институт внутренних аудиторов.