Мотоциклы, дреды и филология… Лауреат стипендии Вознесенского Ангелина Шапошникова о науке, русском кино и путешествиях

Мотоциклы, дреды и филология… Лауреат стипендии Вознесенского Ангелина Шапошникова о науке, русском кино и путешествиях

Как документалки помогают изучать языки, почему на первом курсе дважды пересдавала литературу и чего боится больше всего в жизни — рассказывает Ангелина Шапошникова, студентка филологического факультета («Филология», IV курс), которая в этом году стала лауреатом стипендии имени А.А. Вознесенского.

Кем хотела быть в детстве?

Никогда не думала, что стану филологом. Пожарным, географом — да. В 11 классе уверяла всех, что пойду учиться на сварщика. Школьная программа интересной не казалась, поэтому много прогуливала.

Была бунтаркой?

Есть такое. Тогда я часто меняла свой образ — коротко стриглась, красила волосы в розовый, зеленый, красный, синий, даже делала дреды, а вместо уроков ездила на концерты в другие города. Пожалуй, только в университете появился настоящий интерес к учебе и представление о том, чем я хочу заниматься в жизни.

А когда ты познакомилась с русским как иностранным (РКИ)?

О направлении узнала еще в школе. Моя учительница по немецкому работала преподавателем РКИ. И когда к нам приезжали ребята из разных стран, она подолгу с ними общалась. Мне стало интересно, что это такое, поэтому на первом курсе выбрала кафедру русского языка и методики его преподавания.

Ты как волонтер занимаешься с иностранцами русским. Чем отличаются занятия РКИ от уроков в школе?

 

В моем понимании учитель русского языка за 11 лет должен познакомить школьника со всем величием родного языка и научить красиво и грамотно им пользоваться. Чем больше преподаватель даст за время обучения, тем насыщеннее и выразительнее будет речь ученика.

 

С иностранцами все немного сложнее. Как бы ни хотелось рассказать «все», порой важно еще раз отработать пройденный материал, чтобы студент мог свободно использовать его в речи. Учить иностранца русскому языку — это как заново учить говорить. Нельзя научить всему сразу, нужно действовать последовательно.

В будущем видишь себя преподавателем?

Работать в вузе с иностранцами было бы интересно. Но чтобы вести занятия по РКИ, нужно еще многому научиться. И отчасти в этом помогает научная деятельность.

В прошлом году ты ездила на конференцию во Владивосток, где рассказывала, как использовать документалки в преподавании языка. Почему выбор пал на кино?

Изначально думала о разработках по художественным фильмам, которые можно было бы показывать на занятиях с иностранными студентами. В моей фильмотеке были и «Нелюбовь» Звягинцева, и «Географ глобус пропил» Велединского. Но вскоре от идеи с художественным кино пришлось отказаться.

Почему?

С одной стороны, есть очень много разработок по кино и мультфильмам и придумать что-то новое проблематично. С другой, те фильмы, которые изначально выступали моим материалом, показывать иностранцам не совсем правильно. Когда студент приезжает в другую страну, ему, в первую очередь, надо рассказать о хороших и позитивных вещах. Если сразу дать иностранцу фильмы с серой картинкой и депрессивно-философскими мотивами, что будет с его мотивацией?

В чем тогда преимущество документалок?

 

Это аудиокнига с красочной картинкой на интересную тему. Документалки полезны для студентов всех специальностей, а не каких-то конкретных. Главное — грамотно подобрать материал для группы, в которой занимаешься. Как раз во Владивостоке я на примере фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» доказывала, что просмотр документальных фильмов помогает увеличить словарный запас студентов и познакомить их с культурными и географическими особенностями страны.

Какой экзамен запомнился больше всего?

По литературе, ведь при подготовке к ним приходится много читать. Зато во время экзамена получаешь удовольствие, потому что можешь развернуто ответить на вопрос преподавателя. Хотя на первом курсе я дважды пересдавала литературу, причем с комиссией. Но это уже другая история!

Как отдыхаешь?

Сейчас с отдыхом сложнее, чем пару лет назад. Во время дистанта я наслаждалась жизнью по полной. В это время Саша, мой молодой человек, ездил по командировкам. А я — вместе с ним. На одни пары подключалась из Владикавказа, на другие — из Чебоксар, а сдавала экзамены из Пятигорска.

Любишь путешествовать! Есть страны, в которых хочешь побывать?

За свою жизнь человек должен попробовать если не все, то почти все. Так и с путешествиями. Африка, Азия, Европа — это регионы с самобытной и неповторимой культурой. Да и как без путешествий жизнь понять? Узнать, кто ты? Может, ты приедешь в Индию и поймешь, что это страна, где ты всегда хотел жить. Поэтому по жизни я хотела бы путешествовать, фотографировать и знакомиться с разными культурами.

Что-то мне подсказывает, что сейчас последует «но»...

Есть проблема. Я дико боюсь пауков! Недавно решила перебороть свой страх и пошла на выставку насекомых. Там всем посетителям давали подержать пауков на руках, но я не решилась. Как представила, что он своими восемью лапищами идет по мне... Как-нибудь в другой раз!

Что тогда делать?

Либо перебороть страх, либо обзавестись защитным костюмом. Не могу же я отказаться от поездки во Вьетнам, Китай, Индию или Таиланд только потому, что там живут всего-то пауки размером с две мои ладони.

Что для тебя счастье?

 

Путешествовать и учиться. Проживать жизнь в разных ее формах. С утра сидеть на парах, а вечером исследовать каменоломни. Читать не меньше 100 страниц за сутки, чтобы успеть подготовиться к экзамену, а потом проезжать 100 километров в день на велосипеде и спускаться на самое дно высохшего озера. Учиться преподавать РКИ, а затем учиться водить мотоцикл. Счастье — в жизни и ее разнообразии.

Беседовала Анастасия Журавлева, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
17 марта
Студенты РУДН получили гранты на обучение в ОАЭ

Семь студентов РУДН отправились изучать арабский язык в Абу-Даби в Центр арабского языка Университета гуманитарных наук Мухаммеда бен Зейда. Среди ребят — представители филологического факультета и факультета гуманитарных и социальных наук.

Жизнь в РУДН
14 марта
«Получаю удовольствие от учебы — часто «вывожу» на энтузиазме», — Мария Подгорная, отличник 10 семестров, студент-лингвист, РУДН

Как изучать языки романской группы, определить свой путь в лингвистике и найти вдохновение во французской цитате — рассказывает Мария Подгорная, студентка института иностранных языков («Лингвистика», VI курс).

Жизнь в РУДН
24 февраля
«Меридиан дружбы» РУДН отметил День Российских студенческих отрядов

Бойцы ИССО «Меридиан дружбы» провели серию мероприятий в честь Дня Российского студенчества, а также посетили Всероссийский карьерный форум «Труд крут».