О ПДД и хирургии, правовом дизайне, тройках и успехах — Борис Башилов, к.ю.н., старший партнер юридической фирмы «Башилов, Носков и Партнеры»
Борис Игоревич, когда впервые словили себя на мысли «хочу стать адвокатом»?
Я из семьи врачей. По первому образованию я — врач-стоматолог-хирург, окончил МГМСУ. Мог быть в пятом поколении медиков. Однако внезапно меня захлестнула юриспруденция.
На первых курсах медицинского я читал жизнеописания дореволюционных юристов — Плевако, Спасовича, Александрова, Урусова. И они захватили мое сердце. Эти русские юристы — авангард русской интеллигенции! А решающую роль выполнили в этом труды Анатолия Фёдоровича Кони. Особенно описания судебного процесса по делу Веры Засулич, которую судили за покушение на генерал-губернатора. Это была вишенка на торте — я ушел в юриспруденцию.
Сейчас вы — старший партнер фирмы «Башилов, Носков и партнеры». Какие задачи по делам фирмы вы делаете с особым удовольствием?
По основной деятельности, связанной с адвокатурой, у меня любимое — это судебное представительство: выступление в судах и убеждение в своей правоте, формирование позиции по делу. На поверхности это может выглядеть просто: проанализировал законодательство, посмотрел судебную практику — вот и позиция. Но в суде зачастую надо не только доказать, что ты прав, но и убедить в этом судью, а эти понятия разные. Сейчас я уже партнер фирмы, поэтому, к сожалению, все реже хожу в суды. Но по сложным делам, которые требуют личного участия, иду. И до сих пор чувствую волнение перед началом... Раньше я этого стеснялся, а сейчас испытываю удовольствие от предвкушения.
Вы разработали с нуля учебный курс Legal Design («Правовой дизайн»). О чем этот курс, зачем он нужен?
Legal Design — достаточно актуальная и трендовая тема сейчас. Это разновидность юридической техники для конструирования правовых форм: договоров, инструкций, любых процессуальных документов — будь то исковое заявление, возражение, отзыв. Мысль можно изложить так, что тебе не захочется прочитать текст, а придется. Но суть можно изложить просто, потому что тебе самому интересно его прочитать, погрузиться в детали.
Знаю это из профессионального опыта — я адвокат, занимаюсь судебным представительством. Вот поставьте себя на месте судьи. У него в день бывает по 80 дел — это сверхмного, это по 4–5 минут на рассмотрение и принятие решения. А стороны зачастую плохо готовы — документы у них отвратительные.
На курсе Legal Design обучаю юридической технике. Это не только интересно студентам — я провожу корпоративное обучение даже для юристов крупных корпораций. Это не просто «шрифт 12 — одинарный интервал». Это про то, как правильно доносить позицию, как судиться, про подход функционального представительства.
С этим курсом Вы выиграли конкурс Потанина в 2021 году. В чем секрет победы и что Вам это дало?
Одной идеи нового курса — мало. А за грант нужно отчитываться — есть стимул эту идею реализовать. Наверное, если бы я собирался по своей инициативе, то делал бы это очень долго.
Победа стала триггером для формирования учебного курса для магистров, а впоследствии — и для бакалавров, и для программ дополнительного образования.
Курс получилось создать достаточно быстро и успешно, потому что у нас был опыт, накопленный с 2018 года. Для меня этот курс — естественное следствие синергии правоприменительной, адвокатской деятельности, которой я занимаюсь, и опыта преподавания.
Вспомните, какой вузовский предмет был самым полезным, а какой — самым сложным?
Вспоминаю с благодарностью те предметы, с которыми у меня связана моя профессия, — это «Гражданское право» и «Арбитражный и гражданский процессы». Часто бывает, что оценить что-то по-настоящему можно лишь ретроспективно: в моменте ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Когда был студентом, вообще не понимал, о чем идет речь. Благодарен своим преподавателям за их труд.
А вот предметы, которые прям «не мое» — это все, что связано с историей: история государственного права, история зарубежных стран... Я получал тройки по этим дисциплинам — и ничего, реализовался в профессии.
Вы преподаете «Арбитражное право» в РУДН. О чем эта дисциплина?
Если говорить на пальцах, то «арбитраж» — это как правильно судиться. Он не определяет, какое решение должно вынести суд, он рассказывает, КАК суд должен вынести это решение: какие права должны соблюдаться, какие документы необходимо исследовать, как их проанализировать. Это как правила дорожного движения. ПДД не указывают, куда ты едешь. Они определяют, как ты должен ехать.
Какие 3 свойства отличают хорошего юриста от неплохого?
Я принимаю участие в приеме младших юристов. По началу оценивал хард-скиллс в юриспруденции. Но со временем выделил 3 фундаментальных требования: дисциплина, пунктуальность и ответственность. На них держится все остальное: и хард-скиллс, и умение работать в команде, и эмоциональный интеллект. Если к 20 годам эти качества не сформировались — не будет ни их, ни всего остального.
Как отдыхаете?
В силу напряженного графика для меня лучший отдых — это на 2 дня отключить телефон, чтобы меня никто не трогал вообще, чтобы не было внешних раздражающих факторов. И не важно, где быть.
Какие возможности видите для студентов направления «Юриспруденция» в РУДН?
Сегодняшний РУДН — это фестиваль возможностей. Здесь раскрывается профессиональный, творческий, научный потенциал. Студенты проводят исследования, выступают на конференциях. В РУДН много внеучебных активностей — танцы, вокал, спорт, волонтерство. Здесь, как и в Гарварде, заводят деловые связи. В этом университете можно создать свой собственный проект. Например, ребята предложили менторскую программу — приглашают профессионалов курировать студентов. Ребята сами предложили, скооперировались, провели первый сезон. Я участвую как ментор второй год — вижу, как у них горят глаза, и готов их поддержать. Хороших студентов приглашаю на стажировку в свою фирму. Самое прекрасное в этом проекте — то, что это не «инициатива сверху», а идея, которая пробивается снизу.
Если кто-то скажет, что в РУДН нет возможности раскрыть потенциал, я готов вступить с ним в дебаты и привести аргументацию.
Интервью подготовлено при помощи Инессы Монгуш (II курс, «Журналистика»)
для проекта к 63-летию РУДН «Время свершений — университет возможностей»
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
10 студентов РУДН из 4 стран факультета гуманитарных и социальных наук участвовали в весенней «Вахте Памяти» в Новгородской области. В составе поискового отряда «Память» они работали на местах боёв
Когда в первый раз оказываешься в РУДН, задаёшься вопросом — как в таком большом университете живут представители 160 стран? 160 культур, систем ценностей, традиций, взглядов на жизнь. Но все кажущиеся на первый взгляд различия уходят на второй план, когда слышишь, как студенты со всех континентов поют «Барыню», исполняют русские народные танцы или шутят так, как даже носители языка иногда пошутить не могут. В РУДН их объединяет русский язык.