«Сердце и душа тянули в Россию», — Антонио Карлуччио, преподаватель филологического факультета РУДН

«Сердце и душа тянули в Россию», — Антонио Карлуччио, преподаватель филологического факультета РУДН

Антонио Карлуччио преподает на кафедре русского языка и методики его преподавания. С первого курса он изучает русский, польский и английский языки. Сейчас Антонио учит турецкий, чтобы находить подход к студентам из разных стран. Об обучении в Гарварде, достоинствах и недостатках онлайн-обучения и о том, что вдохновило на учебу в России — в интервью.

Антонио, вы стали выпускником программы Гарварда (Harvard UniversityQS WUR #5). Какие предметы запомнились?

Полтора месяца я учился на онлайн-курсах Гарварда «Онлайн-преподавание и обучение в действии». Мы изучали инновации в виртуальной аудитории и разрабатывали прототипы инновационных предложений. Мне запомнилось проектное обучение и предметы «Дизайн-мышление, «Исследовательская община». Мы учились, как организовать групповую работу студентов на онлайн-уроках, как контролировать успеваемость и как справляться с конфликтами через проблемные дискуссии.

Как вы поступили в Гарвард на эту программу?

Международный отдел филологического факультета поддерживает преподавателей, которые участвуют в конференциях и курсах. По программе поддержки международной (виртуальной) мобильности я нашел финансирование на курсы в Гарварде. Долго искал что-то подобное, изучал предложения ведущих вузов... Это было непросто, потому что не у всех университетов есть раздел со всеми программами дополнительного профессионального образования. Тогда понял, что нужно ориентироваться на крупные и престижные университеты, обучение которых рассчитано на международную аудиторию. На их сайтах легче найти то, что нужно. Конечно же, остается вопрос: что и как искать? У программ повышения квалификации для профессионалов с высшим образованием нет общепринятого названия, поэтому пришлось подбирать ключевые слова для поиска.

Где вы учились в бакалавриате и какими темами увлекались?

Как и многие молодые люди из южной Италии, я переехал на север за перспективами. В 2010 году поступил в Болонский университет — он считается старейшим в западном мире. Болонья — это по-настоящему студенческий город. Там учатся люди со всего мира. Это небольшой город, в котором царит атмосфера международной дружбы.

На факультете иностранных языков я учился по направлению «Современные иностранные языки и литература». На этом курсе можно выбрать 2 или 3 языка. Сначала выбор пал на русский и английский. Потом английский ушел на третье место, а вторым языком стал польский. А русский язык и литература остались главными предметами специальности.

Русский язык был моим самым любимым предметом — я старался не пропускать ни одного занятия. Каждый день учился хотя бы пару часов. Дома мы учились по учебнику профессора РУДН Серафимы Хаврониной «Русский язык в упражнениях». Тогда я даже и подумать не мог, что когда-то буду слушать ее лекции вживую и работать с ней на кафедре.

Что вдохновило на учебу в России?

Уже на первом курсе я понял, что языки лучше изучать в языковой среде. Полностью понять русский и польский языки было возможно только в России и Польше. Конечно, я общался с итальянскими старшекурсниками, которые учили русский. Они рассказывали о своем опыте в России, где учились по обмену или на курсах в частных учебных заведениях. Как человека из южной Италии, меня всегда привлекали северные города: Москва, Санкт-Петербург, Мурманск. Я начал пользоваться соцсетью «ВКонтакте», чтобы общаться с носителями русского языка. И это было полезно — я пополнил лексико-грамматический запас и преодолел языковой барьер.

На втором курсе я выиграл грант на летнюю школу в Варшаве, а еще меня избрали для учебы в РУДН на один семестр — впервые полетел в Россию в 2012 году. В следующем году получил европейский грант «Эразмус» и целый год учился в Варшавском университете. В том же году выиграл еще один грант от Министерства образования Польши на летнюю программу обучения.

Дипломную работу я защитил по русской и польской литературе. А дальше планы по учебе, работе и саморазвитию были тесно связаны с Россией. Меня часто спрашивают: «Почему Россия?». Мне мой выбор кажется настолько естественным, что я просто отвечаю — сердце и душа тянули в Россию.

Вы преподаете на кафедре русского языка и методики его преподавания. Какие дисциплины и аудитории самые любимые?

Все дисциплины, которые я преподаю, связаны с русским языком, поэтому они мне очень нравятся. Я предпочитаю работать с первокурсниками, потому что вижу в них себя — когда-то я тоже поступал в университет. Я понимаю их сомнения и желания. Студенты не всегда говорят об этом открыто, но все равно чувствуется, что даже у лучших студентов есть опасения. Некоторые охотно пишут мне об этом в личный чат, и мы вместе разбираемся в этих вопросах. Ключевой момент на моих практических занятиях по русскому языку как иностранному — это то, что я стараюсь создавать условия, чтобы мои студенты становились увереннее.

Мне нравится работать со студентами-психологами — с ними мы разбираем глубокие темы о психике, развитии личности и человеческих отношениях. Они любят высказывать свое мнение. Часто узнаю от них что-то новое. Наши студенты — это сокровище знаний и опыта, их нужно только раскрыть.

Конечно, легче работать со студентами, которые уже умеют разговаривать на русском языке. Но моя работа — сделать так, чтобы все достигли определенного уровня. Незнание русского языка — не проблема, если есть желание понять друг друга. Со студентами — носителями славянского языка — коммуницировать легче, так как я понимаю западно- и южнославянские языки. Студентов из Латинской Америки или из франкоговорящей Африки могу поддерживать высказываниями на их родном языке. Английский язык тоже помогает, но не все студенты владеют им. Сейчас я учу турецкий. Хороший преподаватель должен находить подход к любому студенту и создавать сообщество из разных учеников.

Вы — эксперт в онлайн-обучении. Назовите преимущества и «слабости» дистанционного формата обучения.

Два года назад дистант был «экстренным» форматом. Тогда у нас не было другого выбора и достаточно времени, чтобы осваивать все возможные ресурсы. Мы подстраивали очную методику под новые технологии. Однако в процессе мы поняли, что этот временный формат превратился в перспективный. Некоторые студенты бакалавриата не учились в аудитории с преподавателем — у них нет другого представления о высшем образовании. Я считаю, что онлайн-обучение будет развиваться. Коллеги из Гарвардского университета это подтверждают. Если мы хотим быть конкурентноспособными, нам следует это учитывать. В дистанционном формате обучения я особенно ценю активность студентов, ведь я их не вижу. Нам, преподавателям, важно знать, что все «идут в ногу».

Преимущества:

  1. Расходы студентов снижаются. Мы провели исследование среди итальянских студентов по РКИ в Пармском университете — они назвали это главным преимуществом. Студент может остаться у себя в родном городе и посещать занятия через телефон, ноутбук или планшет. Экономия на ежемесячной плате за аренду жилья в крупных университетских городах, на проезде до места обучения... Высшее образование стало доступнее. Я тоже учился в Гарвардском университете онлайн вместе с коллегами со всего мира. Сейчас можно выбирать курсы и программы по душе и по интересам, а не только по карману. Но меньше университетского опыта. Студент остается в родном доме с родителями, не встречается с новыми людьми, однокурсниками, не пользуется библиотекой, стадионом университета...
  2. Больше креативных инструментов на онлайн-занятиях. Я говорю не только о визуальных материалах, но и о работе в группах в отдельных виртуальных комнатах. Как ни странно, в виртуальной аудитории можно более эффективно следить за работой студентов. А еще создавать контент для синхронной и асинхронной работы. Сложные темы можно проходить вместе, а более легкие или креативные задачи давать в группах или индивидуально. Развиваются навыки электронного письма на клавиатуре, что важно в эпоху цифровизации. Более того, домашние задания могут быть не только письменными, но и в формате аудио- или видеозаписи. Можно создавать опросы студентов, чтобы понять, что студенты усвоили, а что надо будет повторить.
    Для правильного использования всех ресурсов нужно инвестировать время и энергию в обучение и экспериментировать. Настоящие инновации в обучении — это не перевод старой практики в онлайн-формат, а создание чего-то нового.
  3. Расширение целевой аудитории студентов, аспирантов, слушателей. Абитуриентов привлекают престижные вузы, в которых теперь можно учиться дистанционно. Это расширяет географию присутствия. Нужно делать ставку именно на отдельные онлайн-курсы, которые дополняют общее предложение каждого факультета, и внедрять больше курсов на английском языке, чтобы быть конкурентоспособными среди ведущих вузов мира.

Слабые стороны:

  1. Технические проблемы. Даже в 2022 не у всех есть качественный доступ к интернету. Во многих городах Европы или России сеть очень слабая. Это настоящее препятствие для студентов и преподавателей. Еще немалую роль играет само оборудование. Мне пришлось менять свой ноутбук, чтобы качественно вести занятия. Стоимость техники в 2020 резко поднялась из-за повышенного спроса на личные рабочие устройства. К тому же, приходится вникать в технологии, а это бывает непросто.
    У многих нет личного рабочего пространства. В доме могут быть дети, родные и домашние животные, которым требуется внимание... Рядом часто бывает «сосед с дрелью». По личному опыту знаю, как некомфортно на занятиях, когда за стеной идет ремонт.
  2. Проблемы с физическим и психическим здоровьем. Раньше мы использовали смартфоны и ноутбуки преимущественно для развлечения и общения — теперь мы используем их для всего. Мы проводим большую часть времени за экраном. Приходится создавать более удобное рабочее место, чтобы не болела спина в конце дня, покупать очки с фильтрами и делать перерывы, чтобы избежать головной боли. Границы между работой и личной жизнью стали более размытыми. Бывает, что получаешь сообщения или мэйлы ночью — вот она разница в часовых поясах. Психическое здоровье тоже страдает от отсутствия личного контакта с коллегами, студентами и однокурсниками. Не хватает эмоций, теряем социальность. Преподаватели и студенты используют все возможные инструменты, чтобы держать контакт. Но согласитесь — все же это нереальное взаимодействие.
  3. Больше мотивации со стороны студента и больше нагрузки для обеих сторон. Мы стали больше работать из-за повышенной нагрузки и активной поддержки связи со студентами. Студенты тоже отмечают эту тенденцию, и не всегда у них получается совмещать личную жизнь с учебой. Сейчас заметнее, у кого из студентов больше мотивации и кто тратит больше времени на учебу.
Теги Тысячи историй — один университет
Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
24 апреля
Котту, крикет и сингальский Новый год… В РУДН прошли Дни культуры студентов из Шри-Ланки

15-21 апреля в РУДН прошли Дни культуры студентов из Шри-Ланки. На национальной выставке представители землячества рассказали о культуре, традициях и истории страны. Вместе с гостями фестиваля приготовили национальные блюда Шри-Ланки — «ротти» и «котту».

Жизнь в РУДН
23 апреля
150 ценителей русского слова написали Тотальный диктант в РУДН

Всероссийской акции грамотности и любви к русскому языку в этом году исполнилось 20 лет. Юбилейную дату отметили на двух площадках РУДН — здесь собрались жители и гости столицы, желающие проверить уровень знаний. Читать диктант в университет приехали Арина Шарапова — телеведущая, тележурналист, и Юлия Хлынина — актриса театра и кино, актриса дубляжа.

Жизнь в РУДН
19 апреля
«Секрета победы нет. Нужно просто…»: как успевать учиться на «отлично» и решать экологические проблемы?

Победить в конкурсе Владимира Потанина, помочь студентам выстроить карьерную траекторию и провести экологическое исследование полигонов ТКО — не вопрос. Только если вы — героиня интервью Анастасия Шеховцова, студентка I курса магистратуры института экологии. Как ей все удается? Рассказываем в материале.