«Сердце и душа тянули в Россию», — Антонио Карлуччио, преподаватель филологического факультета РУДН
Антонио, вы стали выпускником программы Гарварда (Harvard University, QS WUR #5). Какие предметы запомнились?
Полтора месяца я учился на онлайн-курсах Гарварда «Онлайн-преподавание и обучение в действии». Мы изучали инновации в виртуальной аудитории и разрабатывали прототипы инновационных предложений. Мне запомнилось проектное обучение и предметы «Дизайн-мышление, «Исследовательская община». Мы учились, как организовать групповую работу студентов на онлайн-уроках, как контролировать успеваемость и как справляться с конфликтами через проблемные дискуссии.
Как вы поступили в Гарвард на эту программу?
Международный отдел филологического факультета поддерживает преподавателей, которые участвуют в конференциях и курсах. По программе поддержки международной (виртуальной) мобильности я нашел финансирование на курсы в Гарварде. Долго искал что-то подобное, изучал предложения ведущих вузов... Это было непросто, потому что не у всех университетов есть раздел со всеми программами дополнительного профессионального образования. Тогда понял, что нужно ориентироваться на крупные и престижные университеты, обучение которых рассчитано на международную аудиторию. На их сайтах легче найти то, что нужно. Конечно же, остается вопрос: что и как искать? У программ повышения квалификации для профессионалов с высшим образованием нет общепринятого названия, поэтому пришлось подбирать ключевые слова для поиска.
Где вы учились в бакалавриате и какими темами увлекались?
Как и многие молодые люди из южной Италии, я переехал на север за перспективами. В 2010 году поступил в Болонский университет — он считается старейшим в западном мире. Болонья — это по-настоящему студенческий город. Там учатся люди со всего мира. Это небольшой город, в котором царит атмосфера международной дружбы.
На факультете иностранных языков я учился по направлению «Современные иностранные языки и литература». На этом курсе можно выбрать 2 или 3 языка. Сначала выбор пал на русский и английский. Потом английский ушел на третье место, а вторым языком стал польский. А русский язык и литература остались главными предметами специальности.
Русский язык был моим самым любимым предметом — я старался не пропускать ни одного занятия. Каждый день учился хотя бы пару часов. Дома мы учились по учебнику профессора РУДН Серафимы Хаврониной «Русский язык в упражнениях». Тогда я даже и подумать не мог, что когда-то буду слушать ее лекции вживую и работать с ней на кафедре.
Что вдохновило на учебу в России?
Уже на первом курсе я понял, что языки лучше изучать в языковой среде. Полностью понять русский и польский языки было возможно только в России и Польше. Конечно, я общался с итальянскими старшекурсниками, которые учили русский. Они рассказывали о своем опыте в России, где учились по обмену или на курсах в частных учебных заведениях. Как человека из южной Италии, меня всегда привлекали северные города: Москва, Санкт-Петербург, Мурманск. Я начал пользоваться соцсетью «ВКонтакте», чтобы общаться с носителями русского языка. И это было полезно — я пополнил лексико-грамматический запас и преодолел языковой барьер.
На втором курсе я выиграл грант на летнюю школу в Варшаве, а еще меня избрали для учебы в РУДН на один семестр — впервые полетел в Россию в 2012 году. В следующем году получил европейский грант «Эразмус» и целый год учился в Варшавском университете. В том же году выиграл еще один грант от Министерства образования Польши на летнюю программу обучения.
Дипломную работу я защитил по русской и польской литературе. А дальше планы по учебе, работе и саморазвитию были тесно связаны с Россией. Меня часто спрашивают: «Почему Россия?». Мне мой выбор кажется настолько естественным, что я просто отвечаю — сердце и душа тянули в Россию.
Вы преподаете на кафедре русского языка и методики его преподавания. Какие дисциплины и аудитории самые любимые?
Все дисциплины, которые я преподаю, связаны с русским языком, поэтому они мне очень нравятся. Я предпочитаю работать с первокурсниками, потому что вижу в них себя — когда-то я тоже поступал в университет. Я понимаю их сомнения и желания. Студенты не всегда говорят об этом открыто, но все равно чувствуется, что даже у лучших студентов есть опасения. Некоторые охотно пишут мне об этом в личный чат, и мы вместе разбираемся в этих вопросах. Ключевой момент на моих практических занятиях по русскому языку как иностранному — это то, что я стараюсь создавать условия, чтобы мои студенты становились увереннее.
Мне нравится работать со студентами-психологами — с ними мы разбираем глубокие темы о психике, развитии личности и человеческих отношениях. Они любят высказывать свое мнение. Часто узнаю от них что-то новое. Наши студенты — это сокровище знаний и опыта, их нужно только раскрыть.
Конечно, легче работать со студентами, которые уже умеют разговаривать на русском языке. Но моя работа — сделать так, чтобы все достигли определенного уровня. Незнание русского языка — не проблема, если есть желание понять друг друга. Со студентами — носителями славянского языка — коммуницировать легче, так как я понимаю западно- и южнославянские языки. Студентов из Латинской Америки или из франкоговорящей Африки могу поддерживать высказываниями на их родном языке. Английский язык тоже помогает, но не все студенты владеют им. Сейчас я учу турецкий. Хороший преподаватель должен находить подход к любому студенту и создавать сообщество из разных учеников.
Вы — эксперт в онлайн-обучении. Назовите преимущества и «слабости» дистанционного формата обучения.
Два года назад дистант был «экстренным» форматом. Тогда у нас не было другого выбора и достаточно времени, чтобы осваивать все возможные ресурсы. Мы подстраивали очную методику под новые технологии. Однако в процессе мы поняли, что этот временный формат превратился в перспективный. Некоторые студенты бакалавриата не учились в аудитории с преподавателем — у них нет другого представления о высшем образовании. Я считаю, что онлайн-обучение будет развиваться. Коллеги из Гарвардского университета это подтверждают. Если мы хотим быть конкурентноспособными, нам следует это учитывать. В дистанционном формате обучения я особенно ценю активность студентов, ведь я их не вижу. Нам, преподавателям, важно знать, что все «идут в ногу».
Преимущества:
- Расходы студентов снижаются. Мы провели исследование среди итальянских студентов по РКИ в Пармском университете — они назвали это главным преимуществом. Студент может остаться у себя в родном городе и посещать занятия через телефон, ноутбук или планшет. Экономия на ежемесячной плате за аренду жилья в крупных университетских городах, на проезде до места обучения... Высшее образование стало доступнее. Я тоже учился в Гарвардском университете онлайн вместе с коллегами со всего мира. Сейчас можно выбирать курсы и программы по душе и по интересам, а не только по карману. Но меньше университетского опыта. Студент остается в родном доме с родителями, не встречается с новыми людьми, однокурсниками, не пользуется библиотекой, стадионом университета...
- Больше креативных инструментов на онлайн-занятиях. Я говорю не только о визуальных материалах, но и о работе в группах в отдельных виртуальных комнатах. Как ни странно, в виртуальной аудитории можно более эффективно следить за работой студентов. А еще создавать контент для синхронной и асинхронной работы. Сложные темы можно проходить вместе, а более легкие или креативные задачи давать в группах или индивидуально. Развиваются навыки электронного письма на клавиатуре, что важно в эпоху цифровизации. Более того, домашние задания могут быть не только письменными, но и в формате аудио- или видеозаписи. Можно создавать опросы студентов, чтобы понять, что студенты усвоили, а что надо будет повторить.
Для правильного использования всех ресурсов нужно инвестировать время и энергию в обучение и экспериментировать. Настоящие инновации в обучении — это не перевод старой практики в онлайн-формат, а создание чего-то нового. - Расширение целевой аудитории студентов, аспирантов, слушателей. Абитуриентов привлекают престижные вузы, в которых теперь можно учиться дистанционно. Это расширяет географию присутствия. Нужно делать ставку именно на отдельные онлайн-курсы, которые дополняют общее предложение каждого факультета, и внедрять больше курсов на английском языке, чтобы быть конкурентоспособными среди ведущих вузов мира.
Слабые стороны:
- Технические проблемы. Даже в 2022 не у всех есть качественный доступ к интернету. Во многих городах Европы или России сеть очень слабая. Это настоящее препятствие для студентов и преподавателей. Еще немалую роль играет само оборудование. Мне пришлось менять свой ноутбук, чтобы качественно вести занятия. Стоимость техники в 2020 резко поднялась из-за повышенного спроса на личные рабочие устройства. К тому же, приходится вникать в технологии, а это бывает непросто.
У многих нет личного рабочего пространства. В доме могут быть дети, родные и домашние животные, которым требуется внимание... Рядом часто бывает «сосед с дрелью». По личному опыту знаю, как некомфортно на занятиях, когда за стеной идет ремонт. - Проблемы с физическим и психическим здоровьем. Раньше мы использовали смартфоны и ноутбуки преимущественно для развлечения и общения — теперь мы используем их для всего. Мы проводим большую часть времени за экраном. Приходится создавать более удобное рабочее место, чтобы не болела спина в конце дня, покупать очки с фильтрами и делать перерывы, чтобы избежать головной боли. Границы между работой и личной жизнью стали более размытыми. Бывает, что получаешь сообщения или мэйлы ночью — вот она разница в часовых поясах. Психическое здоровье тоже страдает от отсутствия личного контакта с коллегами, студентами и однокурсниками. Не хватает эмоций, теряем социальность. Преподаватели и студенты используют все возможные инструменты, чтобы держать контакт. Но согласитесь — все же это нереальное взаимодействие.
- Больше мотивации со стороны студента и больше нагрузки для обеих сторон. Мы стали больше работать из-за повышенной нагрузки и активной поддержки связи со студентами. Студенты тоже отмечают эту тенденцию, и не всегда у них получается совмещать личную жизнь с учебой. Сейчас заметнее, у кого из студентов больше мотивации и кто тратит больше времени на учебу.
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
10 студентов РУДН из 4 стран факультета гуманитарных и социальных наук участвовали в весенней «Вахте Памяти» в Новгородской области. В составе поискового отряда «Память» они работали на местах боёв