Студенты РУДН взяли бронзу на хакатоне по ИИ ScienceMedia AI 2024
Как студенты филологического факультета и инженерной академии РУДН оказались в Санкт-Петербурге? Почему их всех объединяет искусственный интеллект и генеративные медиа? Что они успели создать за 24 часа совместной работы с программистами и биоинженерами?
Вернемся на месяц назад
В октябре студенты получили информацию от тьюторов о начале дистанционного отбора на форум и хакатон по искусственному интеллекту.
Ребят, прошедших отбор от РУДН, было 10. Студенты собрали нужные вещи, подготовили документы и настроились покорять Санкт-Петербург.
Тема искусственного интеллекта в журналистике не так широко затрагивается на сегодняшний день, поэтому мысль о том, что узнаю много нового, не покидала меня. Уже во время отборочного этапа я была уверена, что все знания прикладные и нужные. Хотелось облегчить свои постоянные задачи с помощью нейросетей.
Программа хакатона
Первый день ScienceMedia AI в университете ИТМО начался с научно-популярного выступления о фронтирных исследованиях в области ИИ. После участников ждала панельная дискуссия с медиаэкспертами.
Топ-3 интересных факта об искусственном интеллекте:
- Думали термин «искусственный интеллект» новый? А вот и нет, он используется с 1956 г.
- Перед языковой моделью GPT4 были созданы чат-бот ELIZA и программа PARRY, разработанные в формате психотерапевтических диалогов.
- Программа LLM — большая языковая модель, которая теперь понятна не только программистам, но и гуманитариям. Она создана на основе современных технологий машинного обучения. Модель обучена на больших объемах текстовой информации, способна обрабатывать и генерировать текст на понятном языке.
В этот же день участников поделили на команды, в которых они должны были разрабатывать финальный проект — лендинг. Перед тренингом по командообразованию эксперт провел мастер-класс по промт-инжинирингу — учил составлять запросы дня нейросетей.
Участникам 18 команд предстояло распределить между собой роли — лидер, два шейкера (генераторы идей), логик и синтетик (поддерживает творческий процесс, объединяя разные идеи), а также задачи — придумывать идеи, писать тексты, заниматься AI-дизайном, генерировать звуковые дорожки и верстать сайты.
Второй день запомнился мастер-классами, которые участники выбирали согласно своим интересам и задачам внутри команды. Как ни странно, большинству студентов филологического факультета понравились лекции от Татьяны Мелентьевой, эксперта в области научной коммуникации.
Мастер-классы Татьяны Мелентьевой — мои любимые. Она запомнилась еще на онлайн курсе отборочного этапа. На очном этапе мы делали акцент на практические навыки: рассмотрели нейросети для расшифровки видео и аудио материалов, для поиска научных статей, разбирали подходы к сбору фактуры и иерархию доказательности. Узнала очень много лайфхаков для работы с текстом, особенно в научной сфере.
Занятия с текстами — это, конечно, хорошо, но что на счет совершенно новых навыков? Между мастер-классами студенты заглянули на лекцию по AI-дизайну, где эксперт учил составлять промпты-запросы для визуалов, которые будем использовать в проекте и дальнейших работах.
Второй день хакатона закончился практической лекцией. Участников обучали верстке одностраничного сайта и презентациям своих лонгридов. Накануне перед третьим днем, самым ответственным и загруженным, ребята узнали темы, которые будут распределены между командами:
- Медицина
- Навигация
- Лингвистика
- Урбанистика
- Спорт
B команде были экологи, программисты, журналисты. Совсем не важно какая профессия, главное — заинтересованность в результате и желание работать. Мы с ребятами не планировали заниматься кейсами по медицине и урбанистике, но за 15 минут до объявления тем предположили, что хотели бы проект по лингвистике. Повезло!.
24 часа. 18 команд. 7 финалистов
Если вы думаете, что «24 часа» — это художественное выражение, то спешу вас разочаровать. Работали 24/7, спали 1,5 часа, зато сделали крутой проект. В команде было 3 программиста и 1 биотехнолог, а работали над проектом «AI-structure». Биотехнолог занимался технической частью и версткой лендинга, программисты генерировали картинки и видео, анализировали информацию и работали с ChatGPT. Я помогала с подбором изображений и креативными идеями для блоков сайта, но основной задаче стал текст. Быть лидером тяжело, ведь твоя задача не только стать «начальником», но и грамотно объединить всех участников и дойти до стопроцентного решения каждой задачи.
От РУДН участие принимали и только что поступившие первокурсники. Студентки уже стремятся расширить научные интересы, интегрировать технологии в повседневную практику и общаться со старшими коллегами.
Нам досталась тема AI4Health, в работе сосредоточились на Al-нейро, исследуя, как ИИ помогает в изучении мозга и выявлении ментальных особенностей. Рассмотрели, как технологии машинного обучения могут быть использованы для анализа поведения и эмоций персонажей одного из мультфильмов, что может дать новые инсайты в понимание ментальных заболеваний. ИИ помогал в диагностике расстройств. В лонгриде было интервью с экспертом в области психологии и нейробиологии, чтобы подкрепить выводы научными данными. Надеемся, что наш лонгрид не только привлек внимание к проблемам ментального здоровья, но и сделал информацию о них более доступной и понятной для широкой аудитории.
Финальный проект — «ИИ в большом городе»
Среди 7 финалистов хакатона были 4 команды, в числе которых студенты РУДН. Один из проектов вошел в тройку победителей, заняв бронзовое место.
В команде — два журналиста, программист, биоинженер и специалист по туризму. Оперативно распределили роли, и, как лидер, я выслушала мнение каждого, какие задачи он хочет реализовать. В этот раз занималась не привычным написанием текста, а сбором базы данных и аналитикой информации.
В процессе работы создали мультипликационный дизайн, собрали подборку нейронных сетей для архитекторов, опросили жителей Иннополиса и привели статистику по внедрению ИИ в регионы России.
По окончании верстки сайта мы приступили к оформлению презентаций по технической и креативной части. Регламент на первое выступление — 7 минут. Эксперты хвалили нас за грамотный анализ данных, большое количество аргументов и проработку мелочей. По итогам голосования нас пригласили в финал!
На последнем этапе хронометраж выступления продлили до 10 минут, а членов жюри стало в три раза больше. Под сомнение возможную победу поставил тот факт, что ни один из экспертов не задал нам вопрос. Первая мысль: «Хорошо это или плохо?» Отлично, что один из жюри поделился ссылкой на лонгрид с коллегой-архитектором. Специалист сказала, что раньше не знала о таких инструментах и теперь обязательно к ним обратится. Такая обратная связь и прикладное использование продукта — самая ценная награда!
Чтобы точно проверить применимость проекта на практике, обратились к тем, кому это также может пригодиться в жизни, и задали вопрос студентке инженерной академии РУДН: «Как вам наш проект?»
Если вы думали, что архитекторы всё еще ходят с огромными тубусами и строят метровые чертежи, то вы, конечно, правы, но сейчас бывает и по-другому. ИИ помогает анализировать большие массивы данных, моделировать городские схемы и оптимизировать инфраструктуру. Он способствует более устойчивому развитию и вовлечению граждан в процесс планирования. Я просмотрела лонгрид девочек, узнала о новых инструментах, буду использовать их в работе и учебе!
Когда в первый раз оказываешься в РУДН, задаёшься вопросом — как в таком большом университете живут представители 160 стран? 160 культур, систем ценностей, традиций, взглядов на жизнь. Но все кажущиеся на первый взгляд различия уходят на второй план, когда слышишь, как студенты со всех континентов поют «Барыню», исполняют русские народные танцы или шутят так, как даже носители языка иногда пошутить не могут. В РУДН их объединяет русский язык.
Высшая школа управления РУДН совместно с НСО РУДН провели питчинг-сессию «StartUP&GO», приуроченную ко Дню предпринимателя. Студенты РУДН представили 12 проектов. Лучшие проекты планируется реализовать при поддержке компании «Cosmos Group», Штаба защиты бизнеса и Муниципалитетов Подмосковья.
В РУДН прошёл финал кейс-чемпионата «LinguaTech: диалог наук». Студенты филологического факультета, факультета искусственного интеллекта и факультета физико-математических и естественных наук объединились в команды, чтобы разработать цифровые проекты. Задача — придумать продукт, который поможет иностранным студентам изучать русский язык.