Биохимик РУДН обнаружил перспективный фермент для борьбы с раковыми клетками

Биохимик РУДН исследовал стимулирующие действия катаболического фермента PA (the polyamine) при его окислении. Полученные результаты помогут разработке лекарственных средств против рака. Статья опубликована в журнале Amino Acids.

Полиамины (PA) — спермидин (Spd) и спермин (Spm) — играют важную роль в защитных реакциях организма. Полиамины — это регуляторы роста, дифференцировки и процесса гибели клеток, в результате которого клетка распадается на отдельные тельца. Динамика их показателей используется в диагностике патологий систем и органов. Нарушения в метаболизме полиаминов ведут к увеличению их концентрации в организме. Это сопровождается ускоренным разрастанием тканей за счет размножения клеток делением. Такой механизм характерен для различных форм рака. С другой стороны, некоторые продукты распада и окисления полиаминов проявляют противоопухолевую и антимикробную активность, замедляют рост некоторых типов раковых клеток, бактерий и вирусов. Биохимик РУДН предложил использовать эти свойства для лечения рака.

Вопрос для авторов: как конкретно данное вещество действует на раковые клетки?

Профессор кафедры биохимии РУДН Сергей Сяткин сконструировал строение молекулы (лиганда) с заранее заданными свойствами. Для этого он использовал технологии биоинформатики и компьютерного моделирования, в первую очередь, молекулярную стыковку («молекулярный докинг»). Этот метод позволил предсказать, как поведут себя молекулы лекарства по отношению к белку-мишени. На основе данных молекулярной стыковки, биохимики синтезировали 36 азотсодержащих веществ с различными химическими структурами. Они составили классификацию стимулирующих действий этих веществ на клетки организма. Выяснилось, что эффекты потенциального лекарства зависели от того, каким способом особые молекулы — лиганды — входящие в их состав, связывались с продуктами распада и окисления полиаминов

С помощью компьютерного моделирования биохимики визуально установили, как будут стыковаться молекулы неорганических веществ, входящих в состав потенциального препарата, с одним из мышиных белков. Составленная ими классификация позволила правильно предсказать характер воздействий, которые вещества препарата окажут на организм опытного животного. После этого была проведена серия опытов на крысах.

Опыты показали, что вещества, способные усиливать окисление PA, могут стать потенциальными противораковыми «агентами». Это открывает перспективу разработки противоопухолевых препаратов на основе использования продуктов распада и окисления ферментов полиаминов.

Статья в журнале Amino Acids

17 сентября
Медики РУДН испытали новую вакцину от туберкулеза

Иммунолог РУДН совместно с коллегами из Центра имени Гамалеи провел второй этап клинических испытаний новой вакцины от туберкулеза. В исследовании приняло участие 180 добровольцев, результаты показали безопасность и эффективность вакцины.

14 сентября
Физики РУДН оценили вклад гравитации в формирование элементарных частиц

Гравитация может оказаться более важной в образовании элементарных частиц, чем считалось ранее, выяснили физики из РУДН. Они впервые получили ряд решений полуклассических моделей, которые описывают частицеподобные волны. Также физики нашли соотношение гравитационного взаимодействия частиц к взаимодействию их зарядов.

13 сентября
РУДН — на фестивале Минобрнауки «ТЕХНОСРЕДА»

25-26 сентября РУДН вместе с крупнейшими научно-технологическими компаниями и вузами будет участвовать в ключевом событии Года науки и технологий на ВДНХ — фестивале «ТЕХНОСРЕДА». Ученые расскажут о последних разработках в медицине, инженерии, сельском хозяйстве.