Биохимики РУДН разработали технологию создания заживляющего геля на основе вещества, которое продуцирует гриб триходерма

Основное лечение при повреждениях кожи — ускорение регенерации клеток с помощью различных мазей. При этом действующими веществами препаратов могут выступать в том числе продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Грибы, бактерии и другие организмы производят «готовые» антибиотики, ферменты, стимуляторы роста, витамины и аминокислоты, поэтому исследователи ищут способы превратить продукты жизнедеятельности в лекарственные препараты. Например, продукт жизнедеятельности из рода триходермы фермент L-лизин-оксидаза. Исследователи разработали технологию, которая позволяет получать с этим ферментом гель для заживления ран. Такая технология не требует дорогостоящего очищения исходных биологических жидкостей и потому выгодна с экономической точки зрения.

«Современная микробиология сосредотачивает внимание на физиологически активных продуктах жизнедеятельности микроорганизмов. Лучше всего изучен род грибов Trichoderma. Штамм Trichoderma harzianum Rifai F-180 способен в больших количествах производить белок L-лизин-оксидазу, который обладает доказанными противовирусными и противоопухолевыми свойствами. Все это открывает перспективы для разработки новых лекарственных форм на основе L-лизин-оксидазы для применения при инфекциях и повреждениях кожи», — говорит доктор биологических наук Ирина Смирнова, профессор кафедры биохимии им. академика Т.Т. Березова РУДН.

Оптимальную концентрацию активного компонента (один процент) ученые выбрали, исходя из данных, полученных в предыдущих исследованиях. При выборе вспомогательных компонентов геля исследователи руководствовались правилами — основа геля должна сочетаться с активным компонентом, не вызывать раздражения, способствовать максимальной активности L-лизин-оксидазы, обеспечивать легкость нанесения и хранения. В результате отобрали три возможных основы геля — метилцеллюлозу, полимеры карбопол и mARS — и опробировали их экспериментально.

Для эксперимента исследователи использовали девять взрослых морских свинок. На их кожу наносили механические повреждения, а через 18 часов начали лечение. Животных разбили на группы по трое и каждый день в течение двух недель наносили на рану гель одного из трех типов. Гель на основе метилцеллюлозы показал наихудший результат — раны заживали в среднем через 9–10 дней лечения. Лучшие результаты показало использование геля на основе карбопола — у свинок из этой группы рана зажила через 6–7 суток.

«Результаты эксперимента показали высокую ранозаживляющую активность 1% геля на основе карбопола и культуральной жидкости гриба триходермы. На следующем этапе можно переходить к доклиническим испытаниям препарата. Предлагаемую лекарственную форму можно будет использовать в ветеринарии — как ранозаживляющее средство, при кожных вирусных инфекциях и офтальмологическом герпесе — а также в медицинской косметологии, в гинекологии, при онкологических заболеваниях кожи», — говорит Ирина Смирнова.

Результаты опубликованы в журнале Systematic Reviews in Pharmacy.
Статья в Indicator.ru