Биолог РУДН: подсоленная вода спасает рыб от стресса при переезде

Биолог РУДН: подсоленная вода спасает рыб от стресса при переезде

РУДН с коллегами из Бразилии и Ирана нашел, как смягчить стресс рыб при транспортировке. Оказалось, этого можно достичь с помощью подсоленной воды.

Стресс при вынужденном переезде испытывают не только люди, но и рыбы в аквакультурах. Из-за стресса нарушается внутренний баланс в организме рыб — как по цепочке изменяется состав крови и ферментов, повышается мышечный тонус, изменяется поведение. В конечном итоге это приводит к снижению показателей здоровья и даже к смерти. Биолог РУДН с коллегами из Бразилии и Ирана предложил простой способ, который позволит смягчить стресс при транспортировке у нильской тиляпии, одного из самого распространенного вида в рыбном хозяйстве. Для этого нужно просто немного подсолить воду.

«Рыба — важный продукт, который присутствует в рационе многих людей. При этом важно доставлять рыбу свежей. Один из способов — доставка живых особей до магазинов. Однако транспортировка — стрессовое событие, которое негативно влияет на физиологию рыб. Стрессовые события повышают уровень кортизола, который увеличивает поступление энергии, необходимой для преодоления стресса. Более высокие затраты энергии вызывают увеличение скорости вентиляции жабр, что приводит к осмотическому и ионному дисбалансу», — Мортеза Юсефи, доцент департамента ветеринарной медицины РУДН.

Сама по себе идея добавлять соль в воду при транспортировке для смягчения стресса не нова. Однако для нильской тиляпии возможность такой практики еще не изучалась. Биологи РУДН исследовали 84 особи нильской тиляпии, выращенной на иранской рыбной ферме. Рыб разделили на три группы и поместили в среду с разной концентрацией соли — 2 или 4 грамма на литр — и полностью пресную воду. В течение трех часов рыб перевозили на грузовике, после чего исследовали их показатели.

Основным показателем стресса биологи считали уровень кортизола. Добавление соли в концентрации 2 и 4 грамма на литр снизило уровень кортизола. У рыб в пресной воде после транспортировки кортизол повысился с 30 до 80 нанограмм на миллилитр, а у рыб в соленой воде — всего до 60-65 в зависимости от концентрации соли. После восстановления у всех рыб кортизол вернулся на уровень около 40 нанограмм. Также у рыб, которых перевозили в подсоленной воде, улучшились показатели состояния печени, окислительного стресса и минерального состава. По сумме показателей лучшей средой оказалась вода с 4 граммами соли на литр.

«Добавление соли в воду оказывает положительное действие для транспортировки нильской тиляпии. У рыбы в соленой воде снижается степень стресса, меньше повреждается печень, менее выражен окислительный стресс и лучше сохраняется гидроминеральный баланс. Концентрация в 4 грамма на литр соли полезна при транспортировке нильской тиляпии», — Мортеза Юсефи, доцент департамента ветеринарной медицины РУДН.

Результаты опубликованы в журанле Aquaculture Reports.

Теги Приоритет-2030
Новости
Все новости
Наука
29 июля
Цвет против невнимательности — как студенты и преподаватели РУДН и АлтГУ создали приложение для детей с СДВГ

В России проживают около 1 600 000 детей с подтверждённым синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Необходимая терапия не всегда доступна их семьям: из-за стоимости или отсутствия рядом специализированных центров. Преподаватели и учащиеся РУДН и АлтГУ разработали для таких детей специальное приложение, которое повышает внимательность и уменьшает тревожность с помощью метода цветовой фотостимуляции (ЦФС).

Наука
28 июля
Плаценту на чип! Исследователь РУДН победила в конкурсе для молодых ученых с проектом клеточной модели

Проект по разработке клеточной модели плаценты стал победителем в номинации «Научные материалы» конкурса «Молодые учёные 3.0», организованного при поддержке Фонда президентских грантов и Т-Банка.

Наука
23 июля
Степь, заповедное озеро и солевой вулкан: как экологи РУДН провели экспедицию на Баскунчак

В институте экологии уже 5 лет существует студенческий научно-популярный турклуб, открытый при НСО GreenLab. При поддержке преподавателей студенты организуют самостоятельные экспедиции — научно-исследовательские походы с выполнением поставленной научной задачи, а также научно-популярные и образовательные поездки.