Экономисты РУДН выяснили, почему экомарки не работают в России, и предложили, как это исправить

Экономисты РУДН выяснили, почему экомарки не работают в России, и предложили, как это исправить

Экономисты РУДН выяснили, как потребители относятся к экомаркировке в России. Оказалось, что потребители не обращают внимания на экомарки, а производители вводят их в заблуждение, поэтому в России экомаркировка пока не способствует устойчивому развитию экономики. Экономисты предложили использовать приложение для смартфона, чтоб помочь покупателям проверять подлинность экомарок.

Важный шаг для снижения количества отходов и загрязнения окружающей среды — осознанное потребление. Потребитель должен понимать, что он приобретает и какие последствия это будет иметь для экологии. Для этого во всем мире введена экомаркировка — специальная отметка на товаре, которая гарантирует, что все этапы его производства и использования безопасны с точки зрения экологии. Предполагается, что экомаркировка помогает достичь устойчивого развития экономики наряду с налогами и другими инструментами. Экомарки есть почти во всех странах, но зачастую они не подкреплены законодательно, не надежны, а иногда даже обманывают потребителя. Например, в России экомаркировка закреплена только в нескольких ГОСТах. К тому же потребители в основном не разбираются в маркировке, не обращают на нее внимание или не умеют пользоваться. При этом этой проблеме практически не уделяется внимание.

«Сознательное поведение потребителей важно для предотвращения и сокращения отходов и нагрузки на окружающую среду. Ежедневный выбор товаров и услуг миллионами покупателей может стимулировать устойчивое развитие мировой экономики или препятствовать ему. Экомаркировка повышает осведомленность потребителей и приводит к появлению новых экологически чистых товаров, технологий и производственных систем. Однако на практике обилие этикеток и экологических деклараций может снизить понимание различий между продуктами и создать барьеры для доверия к информации. В России проблема недостоверной информации об экологических свойствах товаров и услуг до сих пор не признана. Насколько нам известно, в России не было эмпирических исследований экологической маркировки как инструмента политики устойчивого развития», — кандидат экономических наук Константин Гомонов, доцент кафедры экономико-математического моделирования РУДН.

Экономисты РУДН выяснили, как потребители относятся к экомаркировке в России, что они о ней знают и как пользуются. Для этого исследователи опросили 250 человек. Затем экономисты изучили, как сами производители маркируют свои товары, изучив продукты в нескольких популярных сетевых супермаркетах.

Среди опрошенных потребителей 42% были знакомы с системой экомаркировки (в Европе это значение достигает 50–60%). Однако при покупке они не обращают на нее внимания. Поэтому, как заключили экономисты РУДН, у производителей не оказывается должного стимула. Исследователи также обнаружили недобросовестное отношение производителей к экомаркировке, так называемый гринвошинг. Это означает или прямую подделку экомарок, или использование надписей «эко», «био», «органик» и других, а также картинок и символов, которые вводят пользователя в заблуждение (ведь никаких исследований экологичности товара не проводилось и экомаркировку он не получал). Чтобы улучшить ситуацию, исследователи предложили разработать приложение для смартфонов, которое помогло бы пользователям распознавать экомаркировку и учитывать ее при выборе товаров.

«Потребители должны лучше разбираться в экомаркировке. Однако вместо того, чтобы предлагать распространение учебных материалов, мы советуем разработать приложения для смартфонов, которые позволят покупателям проверять соответствие экомаркировок на продукте стандартам ISO прямо в процессе покупок. Мы считаем, что этот экономически эффективный и простой способ одновременно повысит осведомленность потребителей об экомаркировке и снизит вероятность гринвошинга», — кандидат экономических наук Светлана Ревинова, доцент кафедры экономико-математического моделирования РУДН.

Результаты опубликованы в журнале Sustainability. 

Новости
Все новости
Наука
12 марта
«По страницам курсовой»: объявлены результаты конкурса исследовательских работ студентов РУДН

В РУДН подвели итоги конкурса «По страницам курсовой» 2024. Победителями стали 14 студентов, еще 48 — призерами. Что исследовали авторы лучших научных работ? Ответом делимся ниже.

Наука
10 марта
Коллектив РУДН занял 1 место во Всероссийском конкурсном отборе научных проектов «Технологии для здоровья человека»

Авторский коллектив под руководством заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергея Зырянова стал победителем всероссийского конкурса научных проектов «Технологии для здоровья человека».

Наука
5 марта
Научная повестка РУДН до 2030 года: новая программа развития НИОКР и инновационной деятельности

РУДН постоянно адаптируется к изменениям современного мира и гибкостью отвечает на вызовы. Это позволяет держать планку научно-исследовательского университета мирового уровня. Сфера науки — не исключение. Начальник научного управления Пётр Докукин представил обновленную программу развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на заседании Ученого совета РУДН.