Летняя школа РУДН по почвоведению охватила климатические зоны от Баренцева до Азовского моря

Летняя школа РУДН по почвоведению охватила климатические зоны от Баренцева до Азовского моря

Почвоведы РУДН организовали летнюю школу по исследованию городских почв в 5 климатических зонах. За две недели участники из Германии, России, Китая и США оценили состояние почвы и растительности в городах и поселках от Баренцева до Азовского моря. Результаты подтвердили, что урбанизация влияет на почву — кислотность уменьшается, содержание углерода увеличивается, а стволы деревьев вырастают на 40–60% тоньше.

Почвоведы трех стран провели первую в мире летнюю школу по исследованию городских почв в пяти разных климатических зонах европейской части России, от тундры до сухих степей. В команду организаторов вошли Департамент ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем, Международный союз почвоведов и Институт городских почв (США). За две недели студенты и аспиранты из Германии, России, Китая и США проехали 3000 км и исследовали влияние урбанизации на почву и растительность. Созданная почвоведами методическая концепция обучения может пригодиться для проведения других полевых практик.

«Модель нашей летней школы — обучение через практику. Методическая концепция подразумевает активное взаимодействие студентов и профессоров, а проектная работа позволяет получить навыки работы с данными, командной работы, аналитические компетенции и опыт защиты полученных результатов. Такой комплексный подход, включающий взаимный обмен не только профессиональными, но и социальными и культурными практиками, особенно значим для молодых ученых, что подтверждается результатами опроса участников, проведенного в формате обратной связи», — кандидат социологических наук Анастасия Константинова, сотрудник научно-исследовательской лаборатории РУДН «Смарт технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений».

Летняя школа впервые проводилась в формате «от моря до моря» — полевую работу вели в 12 городах и поселках от Баренцева до Азовского моря. Среди преподавателей школы — эксперты по ботанике, геохимии, почвоведению, экологии, климатологии и геологии. В каждой точке маршрута участники общались с местными экспертами. Участники исследовали почвы от тундровых подзолистых до степных черноземов. В каждом регионе измеряли состав почв, выделение из них углекислого газа, содержание тяжелых металлов, температуру и влажность, а также характеристики деревьев в городских парках и скверах.

Собранные материалы подтвердили известные представления о городских почвах. Например, во всех климатических зонах в городах наблюдались «острова тепла», температуры почв в которых выше по сравнению с нетронутыми территориями. Повсюду городские почвы содержат осколки кирпичей, пластик, другой мусор, имеют более высокое содержание органического углерода из-за отходов и сточных вод и пониженную кислотность из-за постоянного оседания строительной и промышленной пыли. Также «школьники» получили объективные данные о негативном воздействии дорог и другой антропогенной активности на диаметр стволов деревьев: в утоптанных парках и на загрязненных почвах они вырастали на 40–60% тоньше.

«Одной из главных целей школы 3MUGIS было развить у студентов представления о разнообразии и сложности тех природных и антропогенных факторов, которые влияют на формирование почв в городах различных природных зон. Школа объединила исследования и образование, полевую работу и общение с экспертами, работу под руководством преподавателей и самоорганизацию в проектных командах, что позволило участникам максимально глубоко и самостоятельно освоить исследовательские методы и техники» — кандидат биологических наук Вячеслав Васенев, координатор проекта, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории РУДН «Смарт технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений».

Итоги опубликованы в Journal of Environmental Quality.

Статья в Indicator.ru

Новости
Все новости
Наука
12 марта
«По страницам курсовой»: объявлены результаты конкурса исследовательских работ студентов РУДН

В РУДН подвели итоги конкурса «По страницам курсовой» 2024. Победителями стали 14 студентов, еще 48 — призерами. Что исследовали авторы лучших научных работ? Ответом делимся ниже.

Наука
10 марта
Коллектив РУДН занял 1 место во Всероссийском конкурсном отборе научных проектов «Технологии для здоровья человека»

Авторский коллектив под руководством заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергея Зырянова стал победителем всероссийского конкурса научных проектов «Технологии для здоровья человека».

Наука
5 марта
Научная повестка РУДН до 2030 года: новая программа развития НИОКР и инновационной деятельности

РУДН постоянно адаптируется к изменениям современного мира и гибкостью отвечает на вызовы. Это позволяет держать планку научно-исследовательского университета мирового уровня. Сфера науки — не исключение. Начальник научного управления Пётр Докукин представил обновленную программу развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на заседании Ученого совета РУДН.