Медики РУДН показали, что «шелковый» белок может заживлять раны в 1,5 раза быстрее
Тканевая инженерия занимается созданием искусственных тканей и органов для имплантации. Одно из ее основных направлений — биосовместимые материалы. Для создания таких материалов обычно используют коллаген, эластин, гиалуроновую кислоту и другие вещества. Однако у них есть недостатки — например, плохая растворимость или недостаточная прочность. Решить эти проблемы можно с помощью шёлка, который производит тутовый шелкопряд Bombyx mori, а именно — с помощью белка фиброина. Медики из РУДН и Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов РФ исследовали несколько материалов из фиброина и доказали их перспективность для тканевой инженерии.
«Фиброин шелка обладает уникальным сочетанием свойств. Его можно использовать во многих областях тканевой инженерии, как отдельно, так и в композитных материалах. Мы сравнили пленки на основе фиброина шелка и каркасы из микроволокон, их биологические свойства и регенеративный потенциал, а также получили новые данные о поверхности и внутренней структуре», — кандидат медицинских наук Алексей Люндуп, директор Научно-образовательного ресурсного центра «Клеточные технологии» РУДН.
Медики сравнили три фиброиновые структуры — тонкие пленки, которые получают из водного раствора фиброина и два типа каркасов из микроволокон фиброина (с добавлением желатина и без него). Внутренняя структура и пленок, и волокон похожа — они состоят из плотно упакованных белковых «клубков». Медики рассчитали параметры структур — площадь поверхности, объем, пористость.
Биологические свойства структур медики изучили в эксперименте с крысами. 20 крыс разделили на 4 группы. Все животные получили травму (порез) кожи. На раны животных из трех групп наносили один из трех видов фиброиновых материалов, четвертая группа стала контрольной. Медики замеряли ширину раны 7 раз в течение 40 дней.
Фиброиновые материалы ускорили заживление примерно в 1,6 раз — на 15 дней раньше по сравнению с контрольной группой. Причем по структуре зажившая кожа не отличалась от «родной» — это говорит о высоком регенеративном потенциале структур на основе фиброина. С 3 по 21 день заживления фиброиновые каркасы ускоряли заживление раны больше, чем пленки. Медики предположили, что причина в том, что на начальных этапах заживления структура микроволокон дает клеткам активнее перемещаться в рану и строить новую ткань.
«Конструкции безопасны для клеток и поддерживают клеточную адгезию и деление на высоком уровне. Пленки и микрофибровые каркасы оказались подходящими для хирургических манипуляций в эксперименте с заживлением полнослойных кожных ран. Таким образом, пленки и микроволокнистые каркасы перспективны для дальнейшего использования в тканевой инженерии и регенеративной медицине», — кандидат медицинских наук Алексей Люндуп, директор Научно-образовательного ресурсного центра «Клеточные технологии» РУДН.
Результаты опубликованы в журнале Pharmaceutics.
Представьте себе мир, где у каждого есть достаточно еды, чистая вода, доступ к образованию и достойная работа. Мир, где берегут природу и заботятся о будущем нашей планеты. Это и есть цели устойчивого развития — построить устойчивое будущее для всех! Для этого Организация Объединенных Наций (ООН) в 2015 году определила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР — это глобальный план, который помогает странам и людям вместе двигаться к лучшему будущему. К нему присоединились 193 государства-члена ООН.
Исследователи факультета искусственного интеллекта РУДН провели масштабное исследование, которое раскрыло системные ошибки больших языковых моделей (LLM) при диагностике депрессии по тексту. Эта работа, выполненная совместно с коллегами из AIRI, ФИЦ ИУ РАН, ИСП РАН, МФТИ и MBZUAI, не только выявляет проблему, но и закладывает основу для создания более надёжных и безопасных инструментов для детектирования депрессии и тревожности.
В РУДН состоялась первая научно-практическая конференция «Функциональная морфология тканевого микроокружения: от теории к практике», посвящённая памяти академика РАН Михаила Пальцева. Она объединила ведущих исследователей из России, Китая и других стран, став важной площадкой для обсуждения трансляции фундаментальных открытий в персонализированную медицину.