Медики РУДН выяснили роль макрофагов в регенерации печени
Печень у млекопитающих — наиболее способный к регенерации внутренний орган. Она может восстановить первоначальный размер из всего лишь 25% сохранившихся тканей. Важную роль в этом процессе играют макрофаги — клетки, которые могут захватывать и переваривать частицы. Например, если печень поражена чужеродными веществами, в том числе лекарствами, то макрофаги мигрируют в печень, поглощают вредные микроорганизмы, погибшие клетки, вызывают воспаление и таким образом способствуют восстановлению органа. Однако до сих пор не известно однозначно, как макрофаги влияют на рост печени после ее резекции — удалении большой части органа. Медики РУДН исследовали этот вопрос в эксперименте с лабораторными мышами.
«Роль макрофагов в росте печени после массивных резекций неясна. Некоторые исследования показывают отсутствие миграции макрофагов в печень во время ее восстановления после частичной резекции, в то время как другие исследования демонстрируют такую возможность. Поэтому мы решили исследовать, как меняется популяция макрофагов в печени после резекции 70% органа у мышей», — рассказал доктор медицинских наук Андрей Ельчаинов, научный сотрудник кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии РУДН.
Медики использовали 184 лабораторных мыши линии BALB/c. 132 из них удалили 70% печени. Сразу же после этого, затем — через сутки, через трое суток и через неделю ученые взяли образцы печени для анализа. Полученные клетки изучили с помощью иммуногистохимического метода — срезы маркировали специфическими антителами к гликопротеинам CD68, CD206 и другим соединениям, которые находятся на поверхности макрофагов. Антитела помечены флуоресцентным красителями и светятся, когда присоединяются к макрофагам, — таким образом можно подсчитать их количество. Медики РУДН также измерили скорость размножения и клеточной гибели макрофагов.
Выяснилось, что после резекции в печень направляется большое количество макрофагов. Например, через сутки после операции в печени в 2 раза возрастает число макрофагов с CD68, что сохраняется спустя неделю. Оказалось также, что резекция привела к значительным изменениям в соотношении разных типов макрофагов. Например, доля клеток Ly6C за неделю после операции выросла в 4 раза — от 5% до 22%, а доля CD86 упала с 50% до 15%. Роль макрофагов оказывается неоднозначной. С одной стороны, они выделяют химические вещества (хемоаттракторы), которые привлекают лейкоциты, ответственные за воспалительную реакцию организма. С другой стороны, они регулируют размножение клеток печени и обмен веществ в органе.
«Состав макрофагов в печени не позволяет однозначно определить его как про- или противовоспалительный. Их типичные особенности включают повышенную экспрессию хемоаттрактантов лейкоцитов и контроль роста клеток и метаболических процессов в печени. Однако наши результаты однозначно выявили существенную роль миграции макрофагов и их размножения в мышиной печени во время ее восстановления после массивной резекции», — Андрей Ельчаинов.
Результаты опубликованы в журнале Biomedicine & Pharmacotherapy
Представьте себе мир, где у каждого есть достаточно еды, чистая вода, доступ к образованию и достойная работа. Мир, где берегут природу и заботятся о будущем нашей планеты. Это и есть цели устойчивого развития — построить устойчивое будущее для всех! Для этого Организация Объединенных Наций (ООН) в 2015 году определила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР — это глобальный план, который помогает странам и людям вместе двигаться к лучшему будущему. К нему присоединились 193 государства-члена ООН.
Исследователи факультета искусственного интеллекта РУДН провели масштабное исследование, которое раскрыло системные ошибки больших языковых моделей (LLM) при диагностике депрессии по тексту. Эта работа, выполненная совместно с коллегами из AIRI, ФИЦ ИУ РАН, ИСП РАН, МФТИ и MBZUAI, не только выявляет проблему, но и закладывает основу для создания более надёжных и безопасных инструментов для детектирования депрессии и тревожности.
В РУДН состоялась первая научно-практическая конференция «Функциональная морфология тканевого микроокружения: от теории к практике», посвящённая памяти академика РАН Михаила Пальцева. Она объединила ведущих исследователей из России, Китая и других стран, став важной площадкой для обсуждения трансляции фундаментальных открытий в персонализированную медицину.