Новые тенденции в английской фонетике: доктор Вэйн Риммер о проблемах освоения фонетических норм российскими студентами
Спикер обсудил со слушателями проблемы освоения фонетических норм английского языка российскими студентами, связи произношения и таких факторов, как возраст, классовая и региональная принадлежность и консерватизм.
«Основные причины, по которым фонетика часто выпадает из поля зрения преподавателей английского языка, касаются вопросов произносительных стандартов и методики формирования фонетических навыков. В частности, неоднороден современный произносительный стандарт. Внутри него выделяются несколько языковых типов: консервативный английский, нормативное произношение (RP) и продвинутый английский (advanced, самый подвижный, именно он активно вбирает в себя элементы других языков и культур)», - Вэйн Риммер.
Во время дискуссии Вэйн Риммер дал ряд практических рекомендаций, а также привел примеры упражнений для отработки произношения.
«Менее чем 5% населения использует RP. Оно не отражает реальное произношение и не всем удается достичь "стандарта носителя языка". Существует «эффект потолка». Чтобы выйти за пределы своего потолка, вам придется уделить этому много времени. Обучение – это прежде всего приоритеты и время», - Вэйн Риммер.
Вэйн Риммер затронул вопрос об универсальном подходе при обучении студентов освоению фонетических навыков английской речи, учитывая, что студенты носители разных языков.
«Для грамотного произношения нам нужна тренировка навыка, а не обучение как таковое. Не существует одного стиля для каждого подхода, необходимо использовать различные стили, нужно ставить реалистичные цели. Разные цели перед разными людьми. Как и в плавании, произношение – физический навык, вы должны чувствовать, чтобы произносить. Большинство студентов не интересуются теоретической лингвистикой, они просто хотят использовать язык. Вы не можете произносить за кого-то. Это зависит только от говорящего», - Вэйн Риммер.
Студенты магистратуры "Лингвистика" и программы "Переводчик" имели возможность попрактиковаться в произношении самых сложных слов английского языка. В презентацию были включены особенности, представляющие сложность при обучении правильному фонетическому оформлению английской речи. Так, на примере сонета Вильяма Шекспира были продемонстрированы фонетические изменения в диахронии. Докладчик отметил, что многие слова, кажущиеся знакомыми, в средние века произносились совершенно иначе. В случае произношения по современным правилам будет утрачена рифма, свойственная сонетам Шекспира.
Вэйн Риммер также привел примеры произношения одних и тех же слов представителями разных стран, в которых английский язык –официальный, а также группами населения в пределах одной страны.
Выступающий представил также рейтинг проблемных звукосочетаний по частоте встречаемости. Слушатели проследили, как происходят замены одних звуков русской и английской речи другими.
«Овладение фонетической стороной речи – не самоцель, оно подчиняется нуждам и задачам речевого общения и развивается в тесной связи с обучением всем видам речевой деятельности при одновременном формировании лексических и грамматических навыков», - Вэйн Риммер.
«Предложенные доктором Риммером рекомендации по обучению правильному фонетическому оформлению английской речи представляются интересными и полезными для преподавателей-практиков. Они позволят нам более эффективно подходить к обучению студентов-носителей различных языков с целью выработки универсального подхода при освоении ими фонетических навыков», - Диана Казиева, старший преподаватель кафедры иностранных языков экономического факультета РУДН.
Семинар организован в рамках мероприятий постоянно действующего межкафедрального научного семинара Комиссии Ученого Совета РУДН по исследованиям в области современных языков. В работе семинара регулярно принимают участие девять кафедр иностранных языков РУДН.
Справочно:
Вэйн Риммер – автор учебников по грамматике и фонетике английского языка (Cambridge University Press), а также координатор специальной группы (SIG) по фонетике IATEFL.
В данный момент работает на кафедре иностранных языков экономического факультета РУДН.
В РУДН подвели итоги конкурса «По страницам курсовой» 2024. Победителями стали 14 студентов, еще 48 — призерами. Что исследовали авторы лучших научных работ? Ответом делимся ниже.
Авторский коллектив под руководством заведующего кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергея Зырянова стал победителем всероссийского конкурса научных проектов «Технологии для здоровья человека».
РУДН постоянно адаптируется к изменениям современного мира и гибкостью отвечает на вызовы. Это позволяет держать планку научно-исследовательского университета мирового уровня. Сфера науки — не исключение. Начальник научного управления Пётр Докукин представил обновленную программу развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на заседании Ученого совета РУДН.