В РУДН прошли IV Фирсовские чтения «Язык в современных дискурсивных практиках»

В РУДН прошли IV Фирсовские чтения «Язык в современных дискурсивных практиках»

22–23 октября на филологическом факультете РУДН при поддержке Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций (ИСЯМКиМ) прошли IV Фирсовские чтения. Раз в два года филологи и лингвисты из разных уголков планеты собираются не только вспомнить Наталию Михайловну Фирсову и оценить дальновидность её научных взглядов, но и обсудить актуальные проблемы языкознания, переводоведения и лингводидактики.

В Оргкомитет было подано более 120 заявок, 100 из которых прошли слепое рецензирование и были допущены к публикации в сборнике материалов конференции.

Пленарное заседание, состоявшееся 22 октября, открыла ученица Н.М. Фирсовой, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН доктор филологических наук, профессор О.С. Чеснокова. Она представила доклад «Вариантология в научном наследии Н.М. Фирсовой и “Словарь Персоналий Тихоокеанского Альянса”», посвященный памяти Н.М. Фирсовой. Особое внимание было уделено национальным вариантам испанского языка — исследовательскому направлению, начало которому было заложено Наталией Михайловной. Доклад наглядно демонстрировал, как продолжает развиваться вариантология испанского языка в исследованиях ее учеников и молодых ученых.

Докладчик из Испании — профессор Лаура Альба-Хуэс (Laura Alba-Juez), проректор Национального университета дистанционного образования (UNED, Испания), посвятила свой доклад выражению эмоций в дискурсе. Известный специалист в области изучения эмоций в языке, соавтор книг «Evaluation in Context» (2014, John Benjamins Publ.), «Emotion in Discourse» (2019, John Benjamins Publ.), она остановилась на эмотивной функции эмоций и обозначила в своем докладе основные направления в области исследования эмоций в языке и дискурсе. Она не обошла вниманием и российскую школу эмотиологии, основанную В.И. Шаховским, поскольку познакомилась с исследованиями ее представителей в ходе работы над спецвыпуском журнала Russian Journal of Linguistics (2018-1). 

Знаковым для конференции было участие одного из ведущих исследователей в области дискурс-анализа и теории вежливости - Мириам Лохер (Miriam A. Loher), профессора Базельского университета (Швейцария), автора многочисленных публикаций по межличностной прагматике, компьютерной коммуникации, выражению вежливости в различных социальных и культурных контекстах. В своем докладе «Politeness in K-drama fiction: From subtitling challenges to fan negotiations of culture» она показала на материале корейских фильмов, как строятся межличностные отношения между собеседниками в корейском контексте. Профессор Лохер продемонстрировала, как отношения могут быть интерпретированы и переданы при переводе с применением основных положений разрабатываемого ею теоретического подхода к изучению вежливости: ‘relational work’ (‘работа над межличностными отношениями’).

Тему (не)вежливости продолжил и профессор Исследовательского центра лингвистики Венгерской академии наук Дэниел Кадар (Daniel Kadar). Его доклад «Ritual Frame Indicating Expressions: A New Look at ‘Polite’ Forms» был посвящен ритуалу в коммуникации. Как исследователь китайской коммуникативной культуры, он построил свое выступление главным образом на китайском материале и продемонстрировал особенности китайского коммуникативного поведения.

Следующий докладчик — Моника Копитовска (Monika Kopytowska), профессор Лодзинского университета (Польша), главный редактор журнала Lodz Papers in Pragmatics, работает в сфере политического и медиа-дискурса. В сфере ее интересов — коммуникация в ситуации конфликта, язык вражды, нарративы враждебности, лингвокультурная идентичность, этнические стереотипы и предрассудки. На конференции она выступила с докладом «Media Proximization Approach: A New Perspective on Mediated Social Reality, Online Identities and Hate Speech», в котором представила теорию проксимизации и отдельно остановилась на эмоциональной проксимизации, которая непосредственно связана с языком вражды. 

Докладчики из Словакии — Магдалена Била и Ингрида Ванькова (Magdaléna Bilá и Ingrida Vaňková), University of Prešov (Словакия) посвятили свой доклад «The Contours of English as a Lingua Franca in Scholarly Publishing» проблемной теме, непосредственно затрагивающей всех членов научного сообщества, а именно — академическому письму и ее этнокультурным особенностям. Они озвучили идею, что академическое письмо имеет свои этнокультурные особенности — структурные, стилистические и иные. Эти особенности необходимо принимать во внимание в ситуации расширения академического и публикационного сотрудничества, когда английский язык выступает в качестве Lingua Franca.

После пленарного заседания работа продолжилась в секциях: «Языковая картина мира и взаимодействие культур», «Прагматическое описание языковых единиц», «Текст: практика интерпретации», «Этническая идентичность в языке, коммуникации и обучении», «Сравнительно-сопоставительные исследования языка и культуры», «Межкультурная коммуникация». Всего на секционных заседаниях было заслушано 42 доклада.

Доброй традицией Фирсовских чтений стало приглашение молодых исследователей. В этом году они выступали в двух секциях: «Восточные языки» и «Романо-германские языки». Выступления студентов бакалавриата и магистратуры проходят в рамках отдельного направления уже второй год.

Представленные на конференции работы были подготовлены на материале английского, арабского, испанского, китайского, французского и русского языков.

Основные области исследования, находящиеся в фокусе внимания молодых исследователей, охватывают широкий спектр вопросов, в том числе, дискурс-анализ, текстологию и переводоведение. Студенты изучают особенности современной коммуникации, а также варьирования языка в социальном и территориальном пространстве. Отдельное внимание уделяется вопросам идентичности и ее репрезентации в языке, в том числе в историческом и гендерном аспектах. Труды наших студентов опубликованы в отдельном сборнике докладов и сообщений, выпущенном в рамках конференции.

Сайт конференции

Сборники материалов конференции 

Теги: образование международная деятельность