В РУДН впервые прошел конкурс студенческих научных работ памяти Петра Кучеренко
В РУДН подвели итоги I Международного конкурса студенческих работ памяти профессора Петра Кучеренко. Было подано более 100 заявок от студентов юридического института.
Петр Александрович Кучеренко — профессор, д.ю.н., заведовал кафедрой судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности юридического института РУДН. Автор более 100 научно-методических и научных работ в области права.
Он провел в РУДН 29 лет и прошел путь от студента подготовительного факультета до заведующего кафедрой. Всегда поддерживал молодых и амбициозных людей, каким был и сам. Проводимый конкурс — претворение в жизнь его взглядов и ценностей.
30 марта 2020 года назначен заместителем министра науки и высшего образования РФ. 17 июня 2021 года назначен статс-секретарем — заместителем министра науки и высшего образования РФ.
Петр Александрович был действительным государственным советником Российской Федерации 2 класса. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», Почетной грамотой Совета Федерации РФ.
Приоритетные направления исследований:
- сравнительный анализ избирательных систем России и зарубежных стран;
- роль политических партий в избирательном праве;
- особенности региональных и муниципальных выборов;
- деятельность судебной власти в разрешении избирательных споров.
Победителями конкурса стали:
- I место – Александр Шмелёв
- II место – Виктория Хрипушина
- III место – Владислав Конюхов и Валерия Пенкина
«Научная работа посвящена критическому анализу института прямых выборов судей высших судов как механизма демократизации судебной власти, на примере Боливии и реализуемой реформы в Мексике. Центральная проблематика заключается в противоречии между декларируемыми целями таких реформ (повышение подотчетности, прозрачности, борьба с коррупцией) и их реальными последствиями, связанными с политизацией выборов и абсентеизмом избирателей.
Мое исследование демонстрирует, что прямые выборы судей высших инстанций, вместо укрепления доверия и независимости, могут стать катализатором их политической зависимости и снижения легитимности, ставя под вопрос саму возможность достижения декларируемых целей судебной реформы в Мексике и других странах, рассматривающих подобные модели», — Александр Шмелёв («Юриспруденция», IV курс).
«Моя научная работа — о роли судебной власти в разрешении избирательных споров в России и зарубежных странах. В качестве примера я взяла Мексику. В условиях недоверия к избирательным институтам и постоянных обвинений в фальсификации выборов роль судебной власти как гаранта избирательной законности имеет ключевое значение. От эффективности и независимости судов при разрешении электоральных споров напрямую зависит легитимность выборов и соблюдение демократических принципов.
Мексиканская модель судебного разрешения избирательных споров отличается высокой степенью институционализации и специализации. Анализ судебной практики на примере Мексики позволил выявить сильные и слабые стороны механизмов судебной защиты избирательных прав и определить вектор возможных реформ», — Виктория Хрипушина («Юриспруденция», III курс).
«Научная работа направлена на анализ института выборности судейского корпуса в зарубежных странах, а также на изучения „спящего“ механизма выборности мировых судей в РФ. Было проведено сравнительно-правовое исследование таких государств, как Боливия, Япония, Швейцария, США, Северные Марианские острова, а также ретроспективный анализ опыта народных заседателей в СССР.
Проблематика научной работы заключается в наличии как безусловных преимуществ института выборности судей, так и существенных минусов, которые по-разному проявляют себя в зависимости от исторического прошлого государства, его политической системы, а также выбранного способа избрания судейского корпуса. Именно поэтому исследование данной практики в зарубежных странах является актуальным для понимания необходимости реализации законодательно предусмотренного института выборности мировых судей в РФ», — Владислав Конюхов («Юриспруденция», IV курс).
«Работа посвящена исследованию избирательных систем, существующих в России: пропорциональной, мажоритарной и смешанной. Мы предлагаем ввести модифицированную смешанную систему. Кроме того, нам удалось выявить проблемы существующий избирательной системы и предложить пути их решения. К примеру, мы предлагаем внедрить „открытые списки“, позволяющие избирателям влиять на порядок кандидатов внутри партийных списков, внедрить механизмы повышения транспарентности, включающие обязательное видеонаблюдение на избирательных участках», — Валерия Пенкина, студентка Пензенского государственного университета («Судебная и прокурорская деятельность», I курс).
В конкурсную комиссию и жюри вошли ведущие ученые и специалисты в области права:
- Андрей Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заведующий кафедрой теории права и государства юридического института РУДН.
- Аслан Абашидзе, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой международного права, директор юридического института РУДН;
- Виталий Еремян, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного права и конституционного судопроизводства РУДН;
- Михаил Кацарский, к.ю.н., проректор по работе со студентами РУДН;
- Евгения Фролова, д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права РУДН;
- Леван Чихладзе, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой муниципального права РУДН;
- Евгений Комлев, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности РУДН.
Статьи победителей и призеров конкурса будут опубликованы в журналах из перечня ВАК.
В следующем году пройдет II Международный конкурс студенческих работ памяти профессора Петра Кучеренко. Принять участие в нем смогут студенты вузов России и СНГ.
В Воронеже завершился XXI Международный Бурденковский научный конгресс, посвященный
30 мая на Общем собрании Российской академии наук (РАН) были подведены итоги выборов в академики и члены-корреспонденты. В этом году 6 ученых Российского университета дружбы народов удостоены высокого звания: 4 избраны академиками РАН, 2 — членами-корреспондентами.
Иностранные студенты, изучающие русский язык, часто сталкиваются с серьезными трудностями в произношении. Основные сложности связаны с артикуляционной базой русского языка, которая значительно отличается от других языков.