Архивы, раскопки и тайны далёких веков: выпускницы РУДН рассказали об особенностях работы историка и археолога

Архивы, раскопки и тайны далёких веков: выпускницы РУДН рассказали об особенностях работы историка и археолога

Двух Анастасий — выпускниц РУДН — объединяет не только имя, но и увлечение историей и археологией, которое превратилось в профессию. Но если Анастасия Аксёнова исследовала образ Египта в восприятии русских и французских путешественников конца XVIII — начала XIX веков, то Анастасия Максимова погрузилась в историю Московской Руси.

В честь Дня археолога наши выпускницы рассказали об изучении архивов и раскопках, о том, какие навыки важны для специалистов в этой сфере, и как современные технологии облегчают учёным работу..

Вечера в библиотеках

Анастасия Максимова с детства полюбила историю. С родителями она ходила в краеведческий музей в городе Глазов, откуда она родом. И с интересом слушала о племенах, которые населяли когда-то её малую родину. Позже в школе тягу девочки к истории подкрепила школьный учитель Ольга Николаевна Томилина. По словам Анастасии, педагог подходила к своей работе с большим энтузиазмом. Когда же пришло время выбирать, куда пойти учиться после 11-го класса, выбор девушки пал на РУДН.

«РУДН был одним из первых в списке вузов, где мне хотелось учиться. Я обратила внимание на сильный преподавательский состав на кафедрах истории России и всеобщей истории. Также привлекала возможность дополнительно получить диплом переводчика. Фундаментальные знания, полученные в университете, помогают мне критически смотреть на источники, анализировать информацию. Кроме того, изучение английского и арабского языков дало мне преимущество, поскольку я могу обращаться к зарубежным источникам и литературе», — Анастасия Максимова, выпускница РУДН, младший научный сотрудник отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН.

По словам Анастасии, вузовские времена запомнились ей вечерами, проведёнными в исторической библиотеке, и многочисленными поездками по древнерусским городам: Новгороду, Суздалю, Ростову Великому.

«Сначала археология была хобби. Но как-то друзья пригласили поработать на раскопе. Сначала на лопате, потом я научилась чертить. И постепенно археология затянула. И уходить уже не хотелось. Так хобби превратилось в профессию», — Анастасия Максимова.

С 2008 года девушка ездила на раскопки на местах различных памятников. Это были и мезолитические пещеры, и славянские курганные погребения. С 2012 года она участвовала в Ново-Иерусалимской экспедиции отдела археологии Московской Руси Института археологии РАН. И через два года стала его постоянным сотрудником.

«Почему пошла именно в этот отдел? Археология периода Московской Руси очень разнообразная и яркая, и в отличие от многих других эпох, у нас есть возможность сопоставлять данные наших исследований с письменными источниками», — Анастасия Максимова.

Романтика и отчёты

По мнению Анастасии самое сложное в работе археологов на раскопках — борьба с плохой погодой: дождями, снегом, морозами. Однако сам процесс очень увлекает, ведь слой за слоем ты погружаешься вглубь веков, и не всегда знаешь, что тебя ждёт — постройка, яма или даже погребение.

«Практически каждый раскоп приносит интересные результаты: встречаются необычные вещи, находятся постройки, которых нет на исторических планах. Наиболее важные результаты были получены в ходе работ в Новодевичьем монастыре под руководством доктора исторических наук Л.А. Беляева. Здесь была обнаружена ранняя Годуновская ограда — башни, стены, ров; в её пределах стояли деревянные постройки с богатым внутренним убранством», — Анастасия Максимова.

Тем не менее, наша выпускница предупреждает: профессию археолога часто романтизируют из-за атмосферы раскопок с кострами и палатками в поле. На самом же деле, значительная часть работы девушки и её коллег проходит за компьютером — в составлении отчётов, анализе полученных данных, подготовке статей и докладов. Кстати, девушка продолжает обучение. В 2020 году она поступила в Высшую школу экономики в магистратуру, а в 2021-2022 годах поучаствовала в программе мобильности в Копенгагенском университете. Сейчас Анастасия заканчивает аспирантуру.

«Опыт обучения за рубежом позволил познакомиться с подходом европейских университетов к преподаванию археологии. Также мне удалось посетить многие археологические музеи, ознакомиться с их коллекциями, организацией выставок», — Анастасия Максимова.

Тайны монастырей и помощь ИИ

В научной деятельности наша выпускница сосредоточилась на изучении монастырской жизни на Руси.

«Я изучаю остатки деревянных построек конца XIV — начала XVIII веков, которые нам удалось выявить во время работ в монастырях Москвы. Как это ни удивительно, но мы совсем мало знаем о том, как выглядели постройки в этот период. Также мало информации о планировке самих монастырей в ранний период. Ансамбли, который мы видим сейчас, сформировались в конце XVII — XVIII веков», — Анастасия Максимова.

По словам девушки, сейчас работу учёных значительно облегчают современные технологии. На раскопках активно применяется съёмка с квадрокоптеров, также археологи используют 3D-моделирование и даже искусственный интеллект. Недавно состоялась презентация проекта SIMILIS — разработки лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета в Санкт-Петербурге и Института истории материальной культуры РАН. Она позволяет анализировать найденные артефакты путем их сопоставления с находками из экспедиций разных лет. На вопрос же о том, какими компетенциями и знаниями должны владеть представители её профессии сегодня, выпускница РУДН ответила так.

«В первую очередь требуются терпение и внимательность, выносливость, аналитическое мышление, умение общаться с людьми — все это очень важно для археолога. Кроме того, археолог должен обладать обширными знаниями не только в области своих интересов, но и смежных периодов, культур. Не лишними оказываются знания антропологии, нумизматики, почвоведения, современных технологий», — Анастасия Максимова.

Древние цивилизации

Ещё одна выпускница РУДН Анастасия Аксёнова тоже влюбилась в историю с детства — в начальной школе. Особенно манили её своими тайнами Египет и античный мир.

«Училась я в Аэрокосмическом лицее № 13 в Химках, где, понятное дело, не было упора на гуманитарные предметы. Тем ценнее для меня встреча с Владимиром Алексеевичем Кондряковым, моим учителем истории, бывшим военным, посвятившим армии 25 лет. Он не только поддержал мой интерес к древним цивилизациям, но и делился книгами из своей личной библиотеки. Благодаря ему я стала первым учеником за последние 10 лет (на момент моей учёбы), кто выбрал устный экзамен по истории в качестве выпускного в 2008 году. И, конечно, я благодарна своей маме, которая с самого детства поддерживала все мои увлечения и верила в меня», — Анастасия Аксёнова, выпускница РУДН, преподаватель истории России в Университете Лион 3.

После школы девушка решила поступить в РУДН, чтобы получить действительно широкое и фундаментальное образование.

«Вуз полностью соответствовал моим ожиданиям: направление «История» здесь позволяет не только освоить широкий круг дисциплин, но и достаточно рано определить узкую научную специализацию благодаря большому числу опытных и высокопрофессиональных преподавателей. Этот выбор оказался абсолютно верным — я не пожалела ни об одном годе, проведённом в стенах университета, и сохранила о нём самые тёплые воспоминания. Особую благодарность я хотела бы выразить Елене Валентиновне Линьковой — моей «научной маме», которая сопровождала меня на протяжении работы над магистерской, а затем и кандидатской диссертацией. Именно в стенах РУДН я приобрела умение работать системно и методично, усвоила научные методы, овладела навыками анализа, структурирования и редактирования текста — те фундаментальные умения, на которых до сих пор строится моя научная деятельность», — Анастасия Аксёнова.

Поворотный момент

По словам выпускницы РУДН, во время учёбы ей особенно запомнилась работа в Российской государственной библиотеке, потому что в эти моменты она остро ощущала, почему выбрала именно специальность историка — из-за возможности по-настоящему прикоснуться к истории. Поворотным же моментом в жизни Анастасии стала зарубежная программа двойной магистратуры с Университетом Гренобля 2.

«Программа дала мне возможность прослушать лекции на французском языке, сравнить разные подходы к обучению и познакомиться с иными академическими традициями. Тема моей диссертации, которая посвящена образу Египта в восприятии русских и французских путешественников в конце XVIII — начале XIX веков, тоже сформировалась во многом благодаря программе двойной магистратуры. До этого мои исследования были сосредоточены исключительно на истории Древнего мира, в частности, на амарнском периоде (время правления древнеегипетского фараона Эхнатона и ряда его последователей в XIV–XIII веках до н. э., поздний бронзовый век). Однако в магистратуре я почувствовала, что эта тема для меня себя исчерпала, и вместе с Еленой Валентиновной Линьковой мы решили сделать смелый шаг — перейти в XIX век и попробовать себя в историографическом исследовании. Этот выбор оказался решающим: сюжет об образе Египта в восприятии русских и французских путешественников открыл передо мной целый спектр направлений для изучения — от восприятия античности в XIX веке и истории музеев до формирования коллекций и истории археологии. Сегодня междисциплинарность — скорее норма, чем исключение в исторической науке, и важно учиться гибкости: сочетать в своих исследованиях разные эпохи, направления и даже дисциплины», — Анастасия Аксёнова.

Делать кейф

Анастасия отметила, что исследуемая эпоха была особенной: Европа постепенно выстраивала свою современную ценностную систему, а отношения между Востоком и Западом начинали приобретать черты более глубокого, в том числе культурного и религиозного, противостояния. Было важно проследить, с чего начиналось это восприятие, как оно отражалось в текстах путешественников, и что было в нём общего и различного для двух стран.

«Особое внимание я уделила тому, как этот образ влиял на зарождение и развитие египтологии в России: какие сюжеты становились предметом научного интереса, как формировались коллекции, и каким образом путешествия и описания Египта способствовали появлению первых исследовательских традиций. Такое сравнение помогает понять не только культурное восприятие Египта, но и его роль в становлении научных дисциплин XIX века», — Анастасия Аксёнова.

Девушка изучила множество опубликованных и неопубликованных источников: письма, путевые заметки путешественников XIX века, старые издания книг. Иногда она узнавала забавные выражения из прошлого, которые сохранились и в современности, правда немного в изменённом виде.

«Один забавный эпизод я встретила у Евгения Картавцева, русского путешественника той эпохи. Он описывает, как вместе со своим спутником был приглашён на ужин к местному консулу в Египте, а после трапезы их пригласили «делать кейф». Выражение показалось мне любопытным. Слово «кейф» пришло в русский язык через турецкий (keyif), которое в разговорной речи стало означать «наслаждение, приятное времяпрепровождение». В XIX веке оно имело очень конкретный «восточный» оттенок: посидеть после еды с чашкой кофе, покурить кальян, поговорить неторопливо. Для Картавцева именно это и значило «делать кейф» — отдыхать и получать удовольствие от момента. Сегодня мы сказали бы просто «кайфовать», — Анастасия Аксёнова.

Чемодан археолога

Сейчас Анастасия живёт во Франции и работает преподавателем в Университете Лион 3.

«Я решила пожить в Европе, чтобы поработать с архивами и использовать академические ресурсы, а также, возможно, принять участие в международных курсах повышения квалификации, например, в Италии. При этом я продолжаю следить за развитием российских университетов и вижу, что они ничем не уступают европейским. И хоть я сама не занимаюсь полевыми раскопками, но мне довелось тесно сотрудничать с археологами во Франции, в Maison de l’Orient et de la Méditerranée (MOM, Лион) и в лаборатории HISOMA. Вместе с коллегами-аспирантами — как историками, так и археологами — мы создали так называемую Labo Junior ArchéOrigines, внутренний проект, в рамках которого в течение двух лет мы вели собственную научную лабораторию: организовывали семинары, публикации, конференции, обменивались опытом и развивали общую исследовательскую тему, историю археологии», — Анастасия Аксёнова.

Как отмечает Анастасия, одним из направлений работы лаборатории стала популяризация археологии среди широкой публики, чтобы бороться со стереотипами о профессии. Вместе с коллегой Линкой Кучински наша выпускница разработала научно-образовательную игру «Чемодан археолога», в которой каждый участник мог попробовать себя в роли исследователя: работать с «археологическим объектом», анализировать его, изучать и обсуждать результаты со специалистами. Сегодня эта игра стала частью образовательной программы в музее муляжей города Лиона (Musée des Moulages).

«Что касается профессиональных целей на будущее, то в этом году мой исследовательский интерес немного сместился от археологии в сторону изучения нескольких российских деятелей XIX века, которые оказали заметное влияние на развитие науки об античности и египтологии в Италии и Франции. Этот проект позволит объединить исторический и историографический подходы и расширить рамки моих исследований», — Анастасия Аксёнова.

О направлении «История» в РУДН

За все время работы Российского университета дружбы народов 2996 выпускников получили образование по специальности «История» на факультете гуманитарных и социальных наук. Сейчас на этом направлении на всех уровнях подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура и подготовительный факультет) обучаются 294 человека из 28 стран, среди которых Россия, Китай, Турция, Таджикистан, Кыргызстан, Камбоджа, Мексика, Таиланд, Черногория, Аргентина и другие. В День археолога обе Анастасии желают студентам-историкам РУДН много увлекательных экспедиций, интересных раскопов и необычных находок. А ещё упорства и веры в свой путь. Ведь научная карьера требует терпения и настойчивости, но она открывает перед учащимися весь мир — и этим стоит пользоваться.

Теги факультет гуманитарных и социологических наук
Новости
Все новости
Выпускники
14 июля
«Иногда приходится доказывать свою компетентность чуть больше, чем это потребовалось бы мужчине», — Вероника Золотова, выпускница РУДН, которая вышла в полуфинал конкурса лидеров в области строительства

Вероника Золотова окончила аграрно-технологический институт РУДН в 2020 году по направлению «Землеустройство и кадастры». Сейчас она менеджер проекта управления по строительству объектов образования в автономной некоммерческой организации «Развитие социальной инфраструктуры» (АНО «РСИ»). В этом году Вероника вышла в полуфинал Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли», организуемый при поддержке Минстроя России. О том, кто вдохновил пойти в строительство, чем сегодня живет отрасль и что значит быть современным руководителем — Вероника рассказывает в интервью.

Выпускники
23 июня
Конфедератки в воздух! Кто вы, выпускники РУДН-2025?

В этом году дипломы РУДН получают 6802 студента. Это на 750 человек больше, чем в прошлом году. 

Выпускники
30 мая
В Боготе установили бюст Льву Толстому: как русская классика объединяет Колумбию и Россию – рассказывает выпускник РУДН

В историческом центре Боготы в Институте культуры им. Л.Н. Толстого состоялось торжественное открытие бюста великому русскому писателю. В церемонии открытия приняли участие Рубен Дарио Флорес Арсила — выпускник РУДН, директор Института культуры имени Л.Н. Толстого в Колумбии, а также Николай Тавдумадзе, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Колумбии.