Лактобациллы, ботаника и биоразнообразие… Лучший выпускник-эколог Андрей Нестеров о работе в лаборатории, почвоведении и любви к географии

Лактобациллы, ботаника и биоразнообразие… Лучший выпускник-эколог Андрей Нестеров о работе в лаборатории, почвоведении и любви к географии

Зачем экологу рисование, что думали друзья об экологии и что вдохновило уйти в молекулярную биологию — рассказывает Андрей Нестеров, лучший выпускник на «Экологии и природопользовании».

Кем хотел быть в детстве?

Военным летчиком. Я родом из маленького военного городка в Астраханской области, и с детства меня всегда окружали люди в форме. Профессия пилота ассоциировалась с возможностью улететь куда угодно, ведь в небе у него максимальная свобода.

В голову строка из песни приходит: «Я свободен, словно птица в небесах...»

Я так и думал. Но в старших классах меня заинтересовала география. Я мог часами изучать страны, особенности строения Земли, ходил на олимпиады. И экология была логичным продолжением моей любви к географии.

Сейчас все только и говорят про экологию и проблемы с окружающей средой. А чем занимаются экологи?

Экологи изучают куда более широкий круг вопросов, чем принято считать. Я помню, как рассказал друзьям о том, что буду экологом. И первое, что мне ответили: «Это те, кто в парке ходит и убирает мусор?» На самом деле, экология — про все, что касается окружающей среды. Например, есть направление — экология человека. Она изучает факторы внешней среды — природной, антропогенной, социальной — и то, как они влияют на наше здоровье. Экология человека — дисциплина на стыке экологии и медицины, потому что окружающая среда очень сильно влияет на наш организм.

А для тебя, как для эколога, что важно?

 

Сохранение биоразнообразия. Чем выше разнообразие видов, тем устойчивее экосистема. Биоразнообразие на самом фундаментальном уровне — это большая коллекция генов различных организмов и микроорганизмов. Благодаря последним можно создавать новые лекарства. Микроорганизмы активно участвуют в нашей жизни, и потеря каких-то видов может привести к нарушению привычных процессов.

Как микроорганизмы помогают людям?

Например, при очистке сточных вод или на полигонах отходов, где бактерии перерабатывают органику. Сейчас ученые изучают бактерии, которые могут разрушать пластик! А пластик — один из самых опасных и трудно перерабатываемых видов отходов на планете.

Ты работаешь в Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН. Как пришел в лабораторию?

Благодаря Валентине Сергеевне Орловой, моей научной руководительнице. На II курсе она вела у нас «Основы биохимии». И очень интересно преподносила информацию! Никогда еще неизвестный мне мир белков, ферментов, биологических процессов в организме и в клетке не был таким неизведанным и таинственным! Уже тогда Валентина Сергеевна предлагала участвовать в ее исследовании по 4G и 5G излучениям. Но мне показалась тема неинтересной.

По логике жанра потом твое решение должно было измениться...

Видимо, нужно было повзрослеть и набраться опыта. На III курсе, когда нужно было выбирать место для производственной практики и тему ВКР, Валентина Сергеевна вновь предложила несколько вариантов. И я согласился. Одни ребята изучали водоросли, другие проверяли влияние микропластика на мышей. Меня же отправили в Институт, где я работаю с микроорганизмами.

Чем занимаешься в лаборатории?

Работаю с лактобациллами. Многие виды лактобактерий известны как пробиотики, т.е. микроорганизмы, которые в определенных количествах могут приносить пользу человеку. Наш же штамм проявляет высокие антиоксидантные свойства. В планах лаборатории в будущем попытаться создать на его основе препарат для борьбы с оксидативным стрессом.

Ради каких предметов снова готов стать первокурсником?

 

Ради зоологии и ботаники. Это предметы, на которых я научился рисовать. Мы делали очень много зарисовок растений и животных, ходили по музеям, оранжереям. А еще вернулся бы на пары по почвоведению. Их у нас вел Виктор Юрьевич Березкин. Очень харизматичный и классный преподаватель, профессионал своего дела!

Какая практика была самой запоминающейся?

Учебная практика после II курса. Мы три недели ходили на экскурсии по разным предприятиям и музеям и практиковались в Институте географии РАН. Например, вместе с учеными и преподавателями изучали экосистемы в парке «Сокольники». Описывали состояние растительности, делали геоботанические описания.

Ты 3 года был председателем комиссии по работе с иностранными студентами. Что запомнилось больше всего?

Помню, как на III курсе в РУДН приехали студенты из Индонезии, которые говорили только по-английски. Я в первые дни помогал им с адаптацией. Например, вместе с активистами заселяли студентов в общежитие, проводили экскурсию по кампусу, показывали, где магазины, кафе. И сложность заключалась в том, что ребята понимали только английский. А я с соседями по общежитию и иностранными студентами привык говорить на смеси английского и русского. И первое время я следил, что и как говорю, пытался удержать в голове все слова. Но в какой-то момент общения перестал себя контролировать. Мы — студенты, спокойно общались, шутили, обсуждали музыку, спорт, учебу. Мы подружились, и с некоторыми ребятами я общаюсь до сих пор.

Какой совет ты хотел бы услышать на I курсе, но не услышал...

 

Не бойся делать то, что тебе интересно. Не бойся где-то быть первым. Не бойся оставаться один, потому что только ты в ответе за свою жизнь и свое будущее.

Беседовала Анастасия Журавлева, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).

Карточка лучшего выпускника

Новости
Все новости
Выпускники
14 июля
«Иногда приходится доказывать свою компетентность чуть больше, чем это потребовалось бы мужчине», — Вероника Золотова, выпускница РУДН, которая вышла в полуфинал конкурса лидеров в области строительства

Вероника Золотова окончила аграрно-технологический институт РУДН в 2020 году по направлению «Землеустройство и кадастры». Сейчас она менеджер проекта управления по строительству объектов образования в автономной некоммерческой организации «Развитие социальной инфраструктуры» (АНО «РСИ»). В этом году Вероника вышла в полуфинал Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли», организуемый при поддержке Минстроя России. О том, кто вдохновил пойти в строительство, чем сегодня живет отрасль и что значит быть современным руководителем — Вероника рассказывает в интервью.

Выпускники
23 июня
Конфедератки в воздух! Кто вы, выпускники РУДН-2025?

В этом году дипломы РУДН получают 6802 студента. Это на 750 человек больше, чем в прошлом году. 

Выпускники
30 мая
В Боготе установили бюст Льву Толстому: как русская классика объединяет Колумбию и Россию – рассказывает выпускник РУДН

В историческом центре Боготы в Институте культуры им. Л.Н. Толстого состоялось торжественное открытие бюста великому русскому писателю. В церемонии открытия приняли участие Рубен Дарио Флорес Арсила — выпускник РУДН, директор Института культуры имени Л.Н. Толстого в Колумбии, а также Николай Тавдумадзе, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Колумбии.