Этнолингвокультурологический скрининг потенциально опасных дискурсов в период пандемий «испанки» и коронавируса: трансформация вербально-паравербального поведения в странах Востока и Запада

Этнолингвокультурологический скрининг потенциально опасных дискурсов в период пандемий «испанки» и коронавируса: трансформация вербально-паравербального поведения в странах Востока и Запада

Цель проекта выявить этнокультурную специфику представления информации о пандемиях в разных языках. Рассматривается период «испанки» как первая пандемия, в эпоху которой произошло становление пропагандистского дискурса с продвижением манипулятивных стратегий разного типа. Пандемия коронавируса актуализирует наработанный опыт времен «испанки», однако в силу более развернутого корпуса дискурсов более вариативно представлена в современных СМИ. Коллектив сравнит изображение потенциальных социальных опасностей в 1918-1920 гг. и 2019-2020 гг. в массмедийном дискурсе.

Информационно-новостной дискурс связан с манипуляцией общественным мнением, провоцированием социальных конфликтов, он имеет стратегическое значение для сохранности государства и общества.

Предлагается создать лингвистический классификатор потенциально опасных текстов (ПОТ) в массмедийном дискурсе на примере большого количества текстов о социальных опасностях. Лингвистический классификатор с созданием семантической разметки как этап предварительной работы для последующего анализа психолингвистических и социокультурных механизмов воздействия ПОТ.

Основные гипотезы исследования:

  1. пандемия – системный феномен, успешность преодоления которого связана как с контекстом ситуации, в которой он реализуется, так и с индивидуальными психолингвистическими характеристиками;
  2. мотивационный профиль ковид-диссидента, ковидного больного, ковидного эксперта актуализируется в сложных и опасных ситуациях, в том числе, характеризующихся дефицитом времени и информации для принятия решений в психологически сложном локусе;
  3. эффективность пандемийной культуры обусловлена степенью погружения в социальный контекст: ковид-эксперты, имеющие жизненный опыт в экстремальных ситуациях, лучше предсказывают стимулы, связанные с опасностью через интуиционные образы, реализованные с достаточным уровнем детализированности и уверенности, преимущественно посредством кинестетической модальности. В связи с этим их описания отражают внутренние инсайты и представляют интерес для скрининга мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта.

Параметры эффективного неосознанного выбора вербальных и паравербальных средств (аудио-, видео-, фото, рисунки) обусловлены собственно лингвистическими, индивидуально-психологическими, этносоциальными, гендерными и иными характеристиками ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта.

Задачи исследования

  1. проанализировать представления об онтологической сущности и психолингвориторических механизмах феномена пандемии;
  2. разработать концепцию феномена личностных параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта. и выделить теоретические основания для создания технологий использования в различных прикладных аспектах;
  3. разработать комплексный подход к целостному описанию феномена пандемийной культуры с учетом экстралингвистических и собственно лингвистических свойств, характерных как для деятельности ковид-диссидента, так и ковидного больного, ковид-эксперта;
  4. разработать основы медицинской миграциологии (лечебный/ медицинский туризм), пандемийной миграциологии.

Задачи в эмпирической части исследования:

  1. разработать и апробировать комплексные методы, направленные на оценку параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, так и ковидного больного, ковид-эксперта в рамках объективного (с помощью компьютерных программ и онлайн процедур для экспериментального тестирования эффективности пандемийной поведенческой культуры) и субъективного (нарративы, опросники параметров пандемийного поведения как в структуре саморегуляции ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта, так и структуре самого массмедийного пандемийного дискурса, опросник представлений о своих мотивах, побудивших к опреленному типу поведения в период пандемии), диагностических подходов;
  2. изучить механизмы и способы адаптации/ реадаптации ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта с позиции всех субъектов пандемийных отношений, в том числе на основе интегративного подхода;
  3. выявить и описать факторы эффективности пандемийной культуры на основе выраженности параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта и контекстно-ситуационных характеристик (этноконфессиональный и социальный опыт, наличие/ отсутствие опасности в ситуации пандемии и изоляции/ самоизоляции);
  4. провести кластеризацию мотивационного профиля языковой личности ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта как основы обеспечения удовлетворенности пандемийной культурой и решения интраперсональных проблем в сфере мотивологии;
  5. провести прогностический мониторинг современных текстов о пандемии с целью прогнозирования возможности/ невозможности совершения антисоциального поведенческого перехода.

Перечень РИД по проекту

  1. Irina S. Karabulatova, Margarita D. Lagutkina, and Stefania Amiridou. The Mythologeme “Coronavirus” in the Modern Mass Media News in Europe and Asia. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(4): 558–567 (Скопус/ Вос/ ВАК, Q2)
  2. Entina, T., Karabulatova, I., Kormishova, A., Ekaterinovskaya, M. & Troyanskaya, M. (2021). Tourism Industry Management in the Global Transformation: Meeting the Needs of Generation Z. Polish Journal of Management Studies, 23(2), 130-148. DOI: 10.17512/pjms.2021.23.2.08 (Scopus, WoS, Q1)
  3. Karabulatova, I., Ldokova, G., Bankozhitenko, E., Lazareva,Yu. (2021). The role of creative musical activity in learning foreign languages, Thinking Skills and Creativity, 41, 100917, https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100917 (Scopus, WoS, Q1).
  4. Ruan Yu., Karabulatova I.S. The Experience of the Loss of the Motherland by Representatives of Russian Emigration in the Chinese Provinces (1905−1917). Bylye Gody. 2021. 16(3): 1501-1510. DOI: 10.13187/bg.2021.3.1501 http://ejournal52.com/journals_n/1630573364.pdf (Scopus, WoS, ВАК, Q1).
  5. Sun Y., Kalinin O.I., Ignatenko A.V. The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches // Russian Journal of Linguistics. - 2021. - Vol. 25. - N. 1. - P. 250-277. doi: 10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277
  6. Lagutkina, M. D., Karabulatova, I. S., Savchuk, I. P., Onina, S. V.., Nurgalieva, M. E. Siberia as a trigger of geopolitical conflictogenic media discourse. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopus, WoS, ВАК, Q2)
  7. Karabulatova I.S., Anumyan K.S., Shabambayeva A.G., Kenzhetayeva G. K., Krivenko G. A. Methods of objectification of the category “SURPRISE” in the emotive space of migrant-oriented discourses of post-Soviet countries: based of the material of Russia, Armenia, and Kazakhstan. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopes, WoS, ВАК, Q2)
  8. Karabulatova I. S., Katssina T. A. Features of the manipulative style of the Siberian press during the First World War and Civil War in Russia. Terra Sebus, 2021, #13, December (Scopus, Q2)
  9. Karabulatova I.S., Aipova A. K., Butt S. M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopus, WoS, ВАК, Q2) – December
  10. Temirgalinova A., Karabulatova I., Amiridou S., Erina I. Case-method in the formation of communicative ethnopedagogical competence of a foreign language teacher: based on the material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education -(Scopus, WoS, ВАК, Q2) – December
  11. Svetlana Zubanova, Elvira Didenko & Irina Karabulatova Location-based mobile learning system facilitating English learning. Interactive Learning Environments. DOI: 10.1080/10494820.2021.1983609  2021 (Scopus Q1, WoS)
  12. Islamova Y.V., Baksheeva M.G., Vykhrystyuk M.S., Karabulatova I.S. Semantics and etymology of substrate hydronyms of the Lower Konda. Bulletin of Ugric Studies Том 10, Выпуск 4, Страницы 662 – 671. 2021 (Scopus, WoS)
  13. Su Yu Zhang, Margarita Lagutkina, Kevser  Ovaz Akpinar, Mustafa Akpinar. Improving performance and data transmission security in VANETs. Computer Communications. Volume 180, 1 December 2021, рр.126-133, https://doi.org/10.1016/j.comcom.2021.09.005 2021
  14. Karabulatova, I.S., Lagutkina, M.D., Borodina, N.V., Streltsova, M.A., & Bakhus, A.O. Formation of ethnosocial identity in the matrix of media discourse. Amazonia Investiga. 10(43), 234-247. https://doi.org/10.34069/AI/2021.43.07.23 2021
  15. Lin, Y., Karabulatova, I.S., Shirobokov, A.N., Bakhus, A.O., & Lobanova, E.N. Cognitive distortions in the reflection of civic identity in China: on the material of Russian-language media of East and Western. Amazonia Investiga 10(44), 115–125. https://doi.org/10.34069/AI/2021.44.08.11 2021
  16. Ryakhovsky D. I., Zvorykina, T. I.,  Lagutkina, M. D., Muhana Lujin, Meshkov P. Ya. Development of Domestic Tourism in Pandemic Environment: National Programs of Support for the Industry. Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias. Vol. 11 No. 4, pp. 770-781,   DOI: https://doi.org/10.47059/revistageintec.v11i4.2145
  17. Sautieva F. B., Radzhabov I.M., Karabulatova I.S., Pakhomenkova O.M. Mythologization of inner space of the North Caucasus and folklore. Revista de Tecnología de Información y Comunicación en Educación. Volumen 15, 2. Mayo-agosto 2021, p. 292-305. DOI: https://doi.org/10.46502/issn.1856-7576/2021.15.02.22
Цели проекта
  • Cоздание стройной системы этнопсихолингвокультуры пандемии в сравнительном историко-типологическом аспекте, где точкой отсчета послужила «испанка» Первой мировой войны, а на современном этапе – массмедийный дискурс о коронавирусе в социальных медиа, для составления мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковидного эксперта.
Руководитель проекта Все участники
empty-photo

Карабулатова Ирина Советовна

Доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник, ИСЯМКиМ РУДН
Результаты проекта
Размещены в международных базах данных в виде статей в журналах Scopus/WoS (Q1-2) общим количеством 10.
Область исследования
  • Полученные результаты и выводы исследования позволяют систематизировать сведения об особенностях вербальных стратегий культуры пандемии в синхронии-диахронии, новые подходы к практическому решению проблемы взаимоотношений между ковид-диссидентами, ковидными больными и ковид-экспертами, что даёт возможность выработать программы по социокультурной и этноконфессиональной толерантности в ситуации ярко-выраженного противопоставления и социальной стигматизации коронавируса.
  • Параметризация мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного и ковид-эксперта позволили разработать меры противодействия социальной шизофрении, экстремизму и терроризму в условиях социального прессинга, обозначить реперные точки таких социальных опасностей, выработать реальный механизм сохранения идентичности в условиях размывания здоровьесберегающих основ современной личности.
Партнеры

Страна партнера

Греция

О партнере

Университет был создан в 1973 году. Сегодня университет состоит из восьми школ: Школа гуманитарных, Инженерная школа, Юридическая школа, Школа сельскохозяйственных наук, Школа педагогических наук, Школа экономических и социальных наук, Школа медицинских наук и Физическое воспитание и спортивные науки и восемнадцать кафедр. В университете учатся более 25 тысяч студентов.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Филологический факультет

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки

Страна партнера

Китай

О партнере

Университет в Хайкоу провинции Хайнань. Это старейшее высшее учебное заведение на острове Хайнань. Состоит из 15 факультетов и 18 исследовательских институтов. 36 программ бакалавриата и 17 магистерских. Имеет 2 исследовательских лаборатории регионального значения.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Филологический факультет

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки

Страна партнера

Китай

О партнере

Университет в городе Далянь, провинция Ляонин. Находится в ведении провинциального правительства. Имеет в своем составе 24 института, 42 специальности, 35 магистерских программ. Обучается около 10000 студентов.

Департамент РУДН в сотрудничестве

Филологический факультет

Научное направление

Гуманитарные и социальные науки