Поколение Z, нанотехнологии и лечение рака: в РУДН прошли очередные "Университетские субботы"
Поколение Z, нанотехнологии и лечение рака: в РУДН прошли очередные "Университетские субботы"
Что такое поколение Z, всегда ли смертелен рак и как нанотехнологии изменят жизнь человека - все по полочкам разложили лекторы РУДН на встрече с любознательными школьниками.

 «Опухолевый рост - катастрофа для организма?»


«Проблема онкологических заболеваний – глобальная и чрезвычайно важная. Ежедневно на каждого человека воздействует множество факторов, вызывающих изменения и повреждения его клеток. Эти факторы изменяют генетическую информацию в клетке, и с этого момента она выходит из-под контроля организма. К сожалению, от этого не застрахован никто. Сегодня, благодаря прогрессу в фармации и в медицине в целом, многие смертельно опасные ранее инфекции успешно лечатся», - лектор Елена Кротова, кандидат ветеринарных наук.

Школьники узнали, что опухолевый рост – это типический патологический процесс, сущность которого состоит в беспредельном, нерегулируемом разрастании ткани, не связанным с общей структурой пораженного органа и его функциями.

Опухоли подразделяются на доброкачественные и злокачественные.

Опухолевый процесс носит общебиологический характер, так как встречаются и у растений, и у животных.

У разных видов животных и человека опухолевый процесс протекает со следующими особенностями:

  1. у человека 90% всех злокачественных опухолей составляет рак, то есть злокачественные опухоли эпителиоидного происхождения.
  2. у крупного рогатого скота, лошадей, свиней 80% злокачественных опухолей происходит из клеток крови, то есть являются гемобластозами (лейкозами).
  3. у собак и кошек 50% злокачественных новообразований представляют собой саркомы.

Опухоли бывают злокачественные и доброкачественные.

Доброкачественная опухоль – это те же бесконтрольно делящиеся клетки, но с немаловажными отличиями: растет такая опухоль медленно, не дат метастаз, ее можно без проблем удалить, а рецидивы после случаются довольно редко; во-вторых, такая клетка не прорастает в другие такни организма.

Доброкачественные опухоли не являются раком! Они медленно растут, локально ограничены и чаще всего отгорожены от окружающих тканей собственной оболочкой. Иногда доброкачественные опухоли могут рассасываться или они останавливаются в своём росте. Тем не менее, не нужно забывать, что с них могут начинаться и злокачественные опухоли. Ни в коем случае нельзя запускать их лечение!

Ребята активно расспрашивали лектора об особенностях протекания заболевания. Одним из главных вопросов встречи – почему рак в большинстве случаев именно смертельное заболевание?

«Если опухоль располагается в органах или тканях, которые могут быть удалены, это не всегда приводит к излечению — опухоль распространяется по телу метастазами. Можно, разумеется, удалять и метастазы, что часто и делают. Однако если опухоль обладает необходимыми свойствами, то рано или поздно она распространится на орган или ткань, которые удалить невозможно – например, метастазы в головной мозг или множественные метастазы. Также человек может умереть от другого заболевания, возникшего, по сути, из-за онкологического: из-за ослабленной болезнью иммунной системы развивается пневмония, с которой организм уже не в силах бороться. От нее человек и умирает», - рассказала Елена Кротова.

Также школьников удивила история названия заболевания: изначально название заболеванию дал Гиппократ, когда обнаружил опухоль молочной железы. Он назвал ее karkinos — от слова «краб» — в переводе на русский может звучать как «окрабение» молочной железы. Никто не знает, почему опухоль показалась похожей на краба, однако термин вошел в его труды. Затем римский врач Цельс при переводе трудов Гиппократа ошибочно перевел греческое «краб» как латинское «рак» (cancer). Это слово и ушло во все европейские языки, а затем и в русский.

«Поколение Z - как учить и учиться»


Поколение Z – кто они? Об этом школьникам рассказал менеджер программы «Мировая экономика» Института мировой экономики и бизнеса Равиль Асмятуллин. Феномен людей, родившихся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сейчас раскрывает себя в полной мере. Они те, кого принято называть «цифровым поколением», дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве. Не секрет, что это современное поколение поразительно отличается от тех, кто учился пятнадцать-двадцать лет назад. На лекции были затронуты вопросы, как изменяется мировой рынок образовательных услуг под особенности поколения Z.

Около 30 лет назад американский историк Уильям Штраус и экономист Нил Хоув создали «теорию поколений», связанную с так называемой проблемой «отцов и детей». Они смогли доказать, что люди, рожденные в разное время, отличаются друг от друга существенно и глубже, чем это могло бы показаться. У этих людей различны особенности восприятия информации и усвоения учебного материала.

Главная черта представителей данного поколения — умение быстро усваивать информацию, но при этом очень дозированно. Они привыкли, что информация доступна в один клик и изучают только то, что им интересно.

Поколение Z вынуждено постоянно и очень быстро переключаться между смежными областями деятельности. Учителям стоит поощрять любовь к обучению и развивать «инженерное» мышление у учащихся, чтобы те смогли адаптироваться к новым профессиям и отраслям. Уже сейчас можно преподать навыки, которые помогут сориентироваться в стремительно меняющемся мире. Например, изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео, подкастов и письменных источников.

Учащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. Внимание учеников привлечёт чередование образовательных приемов.

 «Невозможное возможно: чудеса нанотехнологий»


Главный шок лекции – факт, что направления нанотехнологий не существовало до 1975 года, даже несмотря на то, что ученые начали работать в этой сфере гораздо раньше.

Лектор Светлана Шамбина, кандидат технических наук, доцент департамента «Строительство», рассказала слушателям об изобретениях в 100 000 раз меньших, чем может распознать невооруженный глаз человека. Особенно заинтересовало нанотехнологическое зарядное устройство работы исследователей Висконсинского университета в Мадисоне. Новая нанотехнология работает как губка, только впитывает не жидкость – она высасывает из окружающей среды кинетическую энергию и направляет ее прямо в смартфон. Основа технологии заключается в использовании пьезоэлектрического материала, который генерирует электричество, находясь в состоянии механического напряжения. Материал наделен наноскопическими порами, которые превращают его в гибкую губку. Официальное название этого устройства — наногенератор. Такие наногенераторы могут однажды стать частью каждого смартфона на планете или приборной панели каждого автомобиля, а возможно, и каждого кармана одежды — гаджеты будут заряжаться прямо в нем. Кроме того, технология имеет потенциал использования на более масштабном уровне, например, в промышленном оборудовании.

Светлана Шамбина рассказала о работах в области нанотехнологий, которые ведутся в департаменте строительство Инженерной академии РУДН, а также об изобретателе нанобетона Андрее Пономареве. Нанобетон открывает новые возможности для проектирования и строительства. Он отличается прочностью, легкостью, стойкостью к термическим перепадам, позволяет снизить стоимость строительства новых объектов и облегчить реставрацию старых конструкций. Высокие физико-механические характеристики создаются за счет специальных частиц – наноициаторов. Нанобетон его изобретения обладает удивительными качествами и уже используется для покрытий мостов г. Москвы – Москворецкого и Большого Каменного.


Городской просветительский проект «Университетские субботы» — это открытые лекции, мастер-классы и практикумы для слушателей разных возрастов - школьников, студентов, педагогов и родителей с детьми. 

Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих, необходимо только зарегистрироваться на сайте "Университетские субботы".

Новости
Все новости
Поступающим
22 августа
Используй шанс, поступи на бюджет!

Есть ли шанс поступить на бюджет? Не только шанс, но и возможность! 5 грантов на бесплатное обучение на каждое направление/специальность в бакалавриате/специалитете РУДН выделят российским абитуриентам.

Поступающим
18 августа
«BE MASTER!» и «PROJECT YOURSELF» - срок приема заявок на участие в грантовых проектах продлен!

190 грантов: от 100 до 130 тысяч рублей получат победители проектов «BE MASTER!» и «PROJECT YOURSELF» на обучения в магистратуре. Победителей определят по итогам конкурса 10 октября.

Поступающим
10 августа
Прими участие во второй онлайн Олимпиаде РУДН для иностранных граждан

С 10 августа стартует вторая онлайн Олимпиада РУДН для иностранных граждан. В олимпиаде могут участвовать иностранные абитуриенты, желающие поступить в 2020 г. на обучение в РУДН по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.