Мосейкина Марина Николаевна

Мосейкина Марина Николаевна

Доктор исторических наук

Пусть станет невозможное возможным!

1983

Окончила историко-филологический факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (ныне - РУДН). Специальность – «История».

1986

Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Отечественная история». Тема «Деятельность советских антифашистских комитетов по укреплению солидарности и связей со странами Латинской Америки (1941-1956 гг.)».

1994 - 2009

Доцент кафедры истории России РУДН.

2000 - н.в.

Ответственный секретарь Совета по гуманитарному и социально-экономическому образованию РУДН.

2002 - 2013

Ученый секретарь диссертационного совета по политическим наукам при РУДН.

2009 - н.в.

Профессор кафедры истории России РУДН.

2012 - 2017

Заместитель главного редактора, а с 2018 – главный редактор журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России». 

2012

Защитила докторскую диссертацию по специальности «Отечественная история». Тема «Русская эмиграция в странах Латинской Америки. 1920-1960-е гг.».

2013 - н.в.

Член Экспертного совета по истории Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

2014

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за большие заслуги в научной и педагогической деятельности.

2014 - н.в.

Член диссертационного совета по историческим наукам при РУДН.

2015 - н.в.

Член диссертационного совета по политическим наукам при РУДН.

2015 - н.в.

Председатель экспертной группы по истории Комиссии Министерства образования и науки РФ по разработке методического обеспечения проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

2016

Присвоено ученое звание профессора.

2018 - н.в.

Член редколлегии журнала «Ученые записки Крымского федерального университета. Серия: Исторические науки».

2018 - н.в.

Член редколлегии журнала «Вопросы национальных и федеративных отношений».

2018 - н.в.

Председатель Комиссии по этике научных публикаций РУДН. 

2019 - н.в.

Председатель постоянно действующего диссертационного совета (созданного на базе РУДН) по истории международных отношений и внешней политики.

2019 - н.в.

Член Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Преподавание

  1. Читает для студентов бакалавриата РУДН направления «История» курсы:
    • «История России. 1945 – начало ХХI в.»;
    • «Контакты и связи России с народами мира».
  2. Читает для студентов магистратуры РУДН направления «История» курсы:
    • «Основные проблемы истории России: теория и историография»;
    • «История политических партий и движений России»;
    • «История русского зарубежья».

Автор учебных пособий:

  • Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н., Керов В.В., Смирнова Т.М. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. М.:  АСТ, 2013 г. 848 с.
    Аннотация:В пособии кратко освещаются события и процессы российской истории с древнейших времен до начала XXI в. Рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического и государственно-политического развития страны, внешней и внутренней политики и культуры. По спорным проблемам представлены альтернативные точки зрения. Четкое структурирование текста, выводы, вопросы и задания облегчают его усвоение, позволяют быстро и грамотно подготовить ответ на экзаменационный билет.
    Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, может быть использовано при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01007842010
  • Мосейкина М.Н. История политических партий и движений в России. Изд. 2-е, доп. (уч.-метод.). М.: РУДН, 2007. 48 с.
    Аннотация: В пособии рассматриваются теоретико-методологические проблемы исследования формирования элит, партогенеза, функционирования политических партий и партийных систем. Освещается история зарождения и деятельность политических партий в России в к. ХIХ-ХХ в., рассматриваются политические модели развития России (консервативная, либеральная, социалистическая). Особое внимание уделяется современному процессу становления и развития многопартийности в Российской Федерации, думской тактике политических партий. Пособие содержит списки источников и литературы, словарь основных терминов, а также темы рефератов и задания для самостоятельной работы. Предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «история». Может быть использовано также в качестве пособия для изучающих политическую историю страны.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01003349839
  • Мосейкина М.Н. Отечественная история. 1917-1939. Учебное пособие. М.: РУДН, 2006. 182 с.
    Аннотация: Данное пособие посвящено социально-экономическим и политическим проблемам истории Отечества с 1917 по 1939 гг. В центре находится вопрос о модели общественного развития, которая была реализована в России в послеоктябрьский период. Основные темы предваряют очерки по историографии и источниковедению с указанием различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов по наиболее спорным проблемам советской истории. Как составная ее часть в курсе рассматривается история русского зарубежья первой волны эмиграции. В приложении даются биографические сведения о государственных и политических деятелях России исследуемого периода. Учебное пособие предназначено для студентов исторических отделений высших учебных заведений, а также для учащихся лицейских классов и абитуриентов.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01003028808
  • Арсланов Р.А. , Блохин В.В., Мосейкина М.Н. , Ершова О.П. , Джангирян В. Г. История Отечества с древнейших времен до конца XX века. В 2 частях. Часть 2. - М.:  Поматур, 2002. 173 с.
    Аннотация: Учебное пособие "История отечества с древнейших времен до конца XX века" создано коллективом авторов Российского университета дружбы народов на основе государственного образовательного стандарта с учетом современных взглядов на историю России. Пособие предназначено для более глубокого осмысления и повторения школьной программы курса по истории России в целях подготовки к вступительным экзаменам в вузы.  Книга предназначена для старшеклассников, абитуриентов и студентов, а также для тех, кто интересуется отечественной историей.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01000734219

Наука

  • Впервые раскрыла феномен Русского зарубежья в Латинской Америке как части Русского мира; рассмотрела проблемы сохранения национального самосознания (идентичности) русских в Латинской Америке в контексте связи с иммиграционной политикой латиноамериканских стран и состоянием международных отношений в ХХ в.
  • Дала оценку деятельности русской диаспоры по сохранению языка, религии и культуры в странах Латинской Америки (через Русскую православную церковь за рубежом и ее многочисленные приходы, через школу, печать, издательское дело, молодежные организации витязей, разведчиков, кадетов и т.д.). 
  • Раскрыла роль эмигрантских институций, дипломатических миссий в деле создания системы социальной и правовой защиты русской диаспоры в Латинской Америке. Исследовала различные типы организаций, их повседневную активность по мобилизации своих сторонников и совершенствованию своей деятельности, которая способствовала формированию чувства единства этнической общности.
  • Проводит исследования, посвященные проблематике истории русской эмиграции в странах Латинской Америки и современной миграционной политики РФ, результаты которых применяются как для сохранения русского языка за рубежом, так и для реализации образовательной стратегии РФ в отношении мигрантов как фактора их социокультурной адаптации и интеграции в российское общество.
  • Подготовила требования к объему знаний и разработала тестовые задания по истории России для комплексного экзамена, предназначенного для иностранных граждан (мигрантов), прибывающих в Российскую Федерацию и оформляющих разрешение на работу, патент, временное проживание и вид на жительство.

Научные интересы

  • Современное эмигрантоведение;
  • Правовое и социально-экономическое положение русских эмигрантов, коллективный образ русской диаспоры в разных странах;
  • Специфика адаптационных процессов русских эмигрантов и особенности их интеграции в инокультурную среду;
  • Общественно-политическая и культурная жизнь русских эмигрантов и степень их политической активности;
  • Роль России в межкультурном диалоге Восток-Запад;
  • Особенности формирования образа России за рубежом;
  • Современная миграционная политика России, стратегия и практики социокультурной и правовой адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ, взаимодействие мигрантов и принимающего общества;
  • Дети мигрантов в России.
Программы международной академической и студенческой мобильности являются неотъемлемой частью Болонской системы. Российский университет дружбы народов сотрудничает и развивает партнерские отношения с ведущими университетами мира, в том числе Испании. В настоящее время РУДН и Университет Балеарских островов (UIB) имеют соглашения по созданию программ двойных дипломов: программы двойной магистрат «Культурное наследие: исследования и управление» (с 2009 г.) и программы двойной аспирантуры (с 2015 г.). Участие студентов в данных программах способствует профессиональной мобильности молодых специалистов, главной целью которой является возможность получить образование в выбранной области, а также знакомство с культурными ценностями европейской среды.
Развитие Интернета и рост его информационных и коммуникационных возможностей способствуют развитию и быстрому расширению дистанционного образования. Эффективность обучения в удаленной (онлайн) среде будет напрямую зависеть от научно-методической разработки форм, методов и технологий преподания. Результаты данного исследования позволяют назвать макротенденции, влияющие на образование, а именно: новые технологии; глобализация; сдвиги в составе населения и структуре занятости. И как следствие - под влиянием информационных и коммуникационных технологий возникают новые требования на рынке труда, изменение бизнес-моделей и бизнес-среды.
В статье показана способность Российской Федерации интегрировать мигрантов из постсоветского пространства, избегая возможного миграционного кризиса, основываясь на опыте и моделях взаимодействия между народами во времена СССР, которые могут служить руководством для разрешения европейского миграционного кризиса. Рассматривается российская модель социокультурной адаптации трудовых мигрантов в качестве важного элемента государственной миграционной политики России, показана роль институтов гражданского общества в процессе адаптации мигрантов. Делается вывод о том, что в российском обществе создан новый инструмент, который может быть полезен для миграционной политики современной Европы.
Одним из основополагающих принципов Болонской конвенции является создание условий для академической мобильности. В этом контексте программа двойной магистратуры создает условия для такой деятельности, как академическая мобильность, и ее реализация в рамках межвузовского сотрудничества является одним из основополагающих пунктов двустороннего соглашения между Университетом РУДН и Университетом Гренобля. Программа двойных дипломов в дополнение к мобильности студентов включает также академические обмены, взаимодействие научных школ и лабораторий двух университетов.
Россия успешно решает проблему формирования единой межкультурной образовательной среды университетов, которые обладают образовательным и обучающим потенциалом для развития культурных и языковых способностей студентов в целях формирования их социальной и гражданской компетентности. Большинство иностранных студентов учатся в Москве и Санкт-Петербурге, а также в крупных городах регионов России. Ярким примером межкультурной образовательной среды является Российский университет дружбы народов (РУДН), где в настоящее время обучаются представители 154 стран, включая СНГ. В результате межкультурного общения в международном студенческом сообществе российских вузов выпускники, приехавшие из стран СНГ, решают остаться в России после окончания учебы и войти в национальную экономику, а в случае возвращения на родину они потенциально могут стать экономическими, политическими и культурными факторами влияния.
Авторами рассматриваются правовые и организационные проблемы обеспечения образования детей мигрантов в Российской Федерации, которые являются потенциальными гражданами России и смогут в дальнейшем активно влиять на политические и социальные процессы в стране. Образование является одним из способов интеграции мигрантов и их детей в принимающее общество. В частности, большую роль играет обучение языку страны. Авторы акцентируют внимание на российской законодательной практике в сфере миграции и описывают, как российское законодательство решает проблему детей мигрантов.
В статье раскрывается стратегия образовательной политики РФ в отношении различных категорий иностранных граждан, прибывающих в нашу страну и обязанных пройти интеграционные тесты для получения разрешения на трудоустройство временное проживание или вида на жительство. Данная политика рассматривается в рамках проблемы адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Рассмотрена динамика изменения применяемых в отношении иностранных граждан образовательных процедур в условиях возрастающего миграционного потока, показано состояние и перспектива развития их нормативного регулирования.
В статье представлено лингвистическое и методологическое описание и дана оценка эффективности новой модели интеграционного тестирования, основанной на концепции гражданской компетентности мигрантов. Разрабатывается и обосновывается определение этой концепции, ее структура и содержание. При этом проведенный эксперимент был сосредоточен на проверке эффективности новой модели тестирования гражданской компетентности мигрантов и качестве тестовых материалов, разработанных в ее рамках. Применялись обработка статистических данных и опрос тестируемых и преподавателей. Результаты исследования подтвердили, что тестовые материалы отвечают всем необходимым требованиям, и тестовые задачи понятны большинству мигрантов, которые сдают экзамен, чтобы получить вид на жительство. Исходя из этих результатов, сделан вывод о том, что предлагаемая модель может быть использована для разработки тестовых материалов для других категорий мигрантов.
Статья посвящена анализу концепции введенного в России в 2105 г. интеграционного экзамена по РКИ, истории России и основам законодательства РФ для иностранных граждан. Специальное внимание уделяется его составной части - модулю «История России». Выявлены методологические основы модуля и его компетенция, обоснованы требования к уровню знаний по истории России, предложены методики подготовки и практики тестирования иностранных граждан в области истории. Показано, что освоение материала по истории России позволит иностранным гражданам приобрести знания, навыки, умения, необходимые для адекватного восприятия политических, экономических и социокультурных процессов и событий, происходящих в Российской Федерации.