Как учить юристов защищать права человека? Обсудили ректоры ведущих университетов России
29 августа состоялось рабочее совещание ректоров университетов, входящих в Консорциум вузов и реализующих магистерскую программу «Международная защита прав человека». В рамках совещания обсуждалось внесение изменений в учебные планы магистерской программы, а также стратегия ее дальнейшего развития в контексте нынешних реалий.
На совещании приняла участие Татьяна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, которая отметила:
«Взаимодействие с Консорциумом вузов ведется с 2015 года, причем идет активный информационный обмен с руководством, преподавательским составом и студентами вузов, в том числе на региональном уровне. Такое сотрудничество позволяет создавать уникальный интеллектуальный продукт для получения углубленных знаний в сфере национальной и международной правозащитной деятельности», — Татьяна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в РФ.
Модератором встречи выступил ректор РУДН Олег Ястребов.
«Современные реалии, необходимость обновления подходов к преподаванию юридических дисциплин выдвигают новые требования к юридическому образованию, в том числе в части образования в области прав человека», — Олег Ястребов, ректор РУДН.
Участники совещания в процессе дискуссии разработали ряд рекомендаций и использовали следующие подходы:
- дать объективную оценку новым вызовам и угрозам в системе защиты прав человека;
- исключить модули, которые посвящены взаимодействию с Советом Европы и обеспечению прав человека по праву Европейского Союза, добавив программу о правозащитной дипломатии и разъяснению того, почему Россия вышла из ЕСПЧ;
- обновить методические пособия и учебники основного и дополнительного модулей программы, объяснив, что мы по-прежнему являемся четкими последователями Всемирной декларации прав человека и других основ правозащиты с учетом происходящих в мире изменений;
- актуализировать содержание дисциплин в части международного и национального опыта противодействия санкционной политике, этнической дискриминации, русофобии и ксенофобии;
- ввести базовый универсальный модуль «Национальные системы правозащиты», используя обширный опыт федерального и региональных институтов защиты прав человека;
- разработать отдельный курс, посвященный защите прав человека в цифровой среде.
В Консорциум вузов входят:
- Российский университет дружбы народов (РУДН);
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО);
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ);
- Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ);
- Воронежский государственный университет (ВГУ);
- Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
- Казанский приволжский федеральный университет (КФУ);
- Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева (УрГЮУ);
- Гуманитарный университет.
Справочно:
Совещание проходило в Доме прав человека при участии представителей МИД России, Минобрнауки России, Администрации Президента РФ.
Студенты высшей школы управления РУДН по направлению «Гостиничное дело» (профили «Международный гостиничный бизнес» и «Международный ресторанный бизнес») будут получать стипендию холдинга «САФМАР Плаза» за высокие академические достижения.
Первый курс для студентов-историков традиционно заканчивается археологической практикой. Выезд за город, ежедневная работа на раскопе — практическое погружение в профессию. В этом году 47 первокурсников отправились в город Ступино в Московской области, где участвовали в раскопках дьяковской культуры. Об интересных находках, этапах проведения раскопок, жизни в лагере — рассказывают Данила Яблоков, Валерия Озерова, Виталий Леонтьев. Майя Кубанова и Ольга Волкова, студенты факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.
Завершился Петербургский международный экономический форум. В деловой программе мероприятия не только дискуссии и лекции, но и Международный форсайт-форум «Цифровые технологии, формирующие будущее: возможности и риски для мира на горизонте 2100 года». Студенты инженерной академии РУДН в составе команды «Человек будущего. Homo evolutionis» стали победителями форума. В течение одиннадцати часов студенты разрабатывали проекты, которые охватывали различные аспекты будущего — от медицины и экономики до когнитивных технологий и искусственного интеллекта.