«Получить высшее образование — это не стрижку сделать», — Алексей Феста, старший преподаватель кафедры органической химии РУДН
19 ноября — День преподавателя высшей школы в России. О карьере в химии, наглости и верных решениях — в интервью Алексея Алексеевича Фесты, к.х.н., старшего преподавателя кафедры органической химии РУДН.
Вспомните первые годы в преподавании — какие ошибки совершали?
Я преподаю с 2013 года, так что у меня юбилейный сезон. Когда вспоминаю первые семестры — понимаю, что я был слишком требовательным и бескомпромиссным. Мне казалось, что раз студенты поступили на химию — значит, все они хотят стать химиками. А это оказалось не так: у кого-то получалось в школе, и он подумал: «а почему бы и нет?», не имея представления о том, чем реально придется заниматься. У кого-то уже за первые курсы меняются интересы и приоритеты.
Чтобы понять, что не все видят себя в химии, что не все еще определились, у меня ушло время. Сейчас стал спокойнее.
Какие советы готовы дать тем, кто только начинает работать на кафедре?
Я делал конспекты перед всеми занятиями, и мне это помогло систематизировать материал. Так что готов советовать. До сих пор регулярно читаю учебники. Больше читать — хороший совет.
Что отличает отличного студента от просто хорошего?
Самоотдача. Самостоятельность. Инициативность.
Просто хороший студент выучит все, что было задано — от главы до главы. А отличному студенту будет этого мало. Он будет искать, ставить вопросы и находить ответы.
Как часто приходится сталкиваться с отталкивающими личными качествами студентов? Достаточно лишь просто передавать им профессиональные знания по химии?
Каждый преподаватель должен быть и воспитателем. Хороший преподаватель стремится передать все, что он может. И это не только про знания, но и про мировоззрение, этику.
Иногда приходится сталкиваться со студентами, которые прячут за фразой «наглость — второе счастье» откровенное хамство. И здесь важно показать, что наглость может строиться исключительно на прочном фундаменте знаний и навыков. Иначе это превращается не в счастье, а в глупость. А в профессиональной среде химиков глупость непростительна.
Должен ли преподаватель нравиться всем студентам?
Преподаватель — это не просто специалист. Это ролевая модель для многих молодых людей, будущих профессионалов. Завоевать их доверие непросто. Например, встречаются этакие нигилисты — у них развито критическое мышление, они нередко протестуют, многое не приемлют. Таким студентам сложно найти ориентиры. Часто это оказывается периодом взросления, а понимание мира через призму, сформированную в университете, приходит позже. Главное для преподавателя — не всем понравиться, а самому быть человеком и профессионалом.
Стоит ли бороться за тех, кому учеба дается сложно?
Бывает такое, что человек просто не на своем месте. И не потому, что он плохой, ленивый или глупый. Просто так получилось. Может, родители настояли поступить на физмат. Может, учитель слишком романтизировал химию в школе. Может, просто именно в Москву хотел попасть. Поэтому чем раньше студент поймет, кем он хочет себя видеть после университета, — тем лучше. Признаться себе в том, что химия — это «не мое». И поменять направление.
Бывает и такое, что студенту действительно нравится химия, но ему тяжело. В таком случае может быть полезна смена научного руководителя и/или изменение подхода к занятиям. Но решать, оставаться или бороться, все равно предстоит самому студенту.
В чем отличие преподавателя вуза от учителя в школе?
Главное отличие — в организации самостоятельной работы учеников. В школе человек не может не писать буквы или учить формулы. Дома он, по сути, повторяет материал, который прошли в классе.
В университете огромные массивы материалов остаются для самостоятельного изучения. Многие задачи не решаются в аудитории. Даются векторы, которые позволяют самостоятельно прийти к верным решениям. Для этого студенту необходимо приложить силы, уметь использовать собственный разум.
Вы преподаете многие дисциплины. Какая из них — любимая?
Люблю все что связано с органической химией! В ней объединены логика и творчество, наука и искусство.
Что Вас раздражает в работе преподавателем?
Мне не нравится отношение к работе преподавателя как к оказанию услуги. Ведь получить высшее образование — это не стрижку сделать: прийти, посидеть, оплатить, уйти красивым. В университет мало просто прийти и посидеть. Надо приложить много усилий, чтобы потом уйти профессионалом.
За 10 лет преподавания уже есть студенты, которыми Вы гордитесь?
Я всегда очень радуюсь, когда студенты принимают решение остаться в науке. Счастлив видеть своих выпускников среди сотрудников нашей кафедры. Вижу, что наше дело продолжается.
Многих выпускников вспоминаю с теплотой, со многими остаюсь на связи. Например, часто с теплотой вспоминаю Бэллу — студентку из Габона. Она провела замечательное, непростое исследование по синтезу нитрометилхроменов, аннелированных с различными гетероциклическими системами, отлично защитила диплом, вернулась домой и развивает там свою карьеру. Бэлла не только хороший специалист, но и очень приятный человек.
Алексей Алексеевич, Вы когда докторскую защищать будете?
(остается невозмутим)
Я на эту тему не рефлексирую. Материалы есть. Надо написать.
Фото: из личного архива Алексея Фесты.
Завершилась XII Всероссийская олимпиада по детской хирургии. В ней приняли участие 19 команд медицинских вузов страны. Команда научного студенческого кружка «Детская хирургия» медицинского института РУДН заняла общекомандное III место.
Команда студентов высшей школы управления взяла «золото», разработав проект цифровой экосистемы квест-экскурсий «КвестБуук».
Студенты высшей школы управления РУДН выступили на VIII Международной конференции по электронным технологиям (ICET 2025) в Чэнду. Они презентовали проект-исследование по цифровизации экскурсионного бизнеса.