Помощник, наставник, друг: кто такие тьюторы в РУДН и чем они занимаются

Помощник, наставник, друг: кто такие тьюторы в РУДН и чем они занимаются

Как получить студенческий билет и карту москвича? Какой выбрать спецкурс и к какому преподавателю пойти на его изучение? Тьюторы РУДН каждый день получают множество вопросов от студентов, особенно первокурсников.

Мы поговорили с несколькими тьюторами, чтобы узнать о специфике их работы, самых запоминающихся случаях, когда они помогли учащимся, и попросили их дать советы тем, кто тоже хочет стать наставником для других студентов.

Терпение и широкий кругозор

Полина Бортникова — выпускница Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН. Полученные знания помогают ей понимать особенности учебного процесса и внедрять лучшие практики в свою работу. Но, конечно, главное для тьютора — уметь работать с людьми. Ведь студенты постоянно приходят к нему со своими проблемами и пожеланиями.

«Чтобы эффективно решать первые и реализовывать вторые, я посещаю учебные курсы по английскому и испанскому языкам, специализированные курсы Министерства образования России и нашего университета. Если же говорить о типичном дне тьютора, то у меня он выглядит примерно так. Сначала я провожу ревью планов на день. Затем проверяю электронную почту и сообщения от студентов, провожу индивидуальные встречи. Много времени я уделяю административной работе, направленной на адаптацию учащихся в вузе, информирование о предстоящих мероприятиях и возможностях студенческой жизни», — Полина Бортникова, тьютор по воспитательной работе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

По словам девушки, чаще всего к ней обращаются по таким вопросам, как получение студенческого билета, банковской карты, карты москвича, характеристики, а также с вопросом, как перевестись на бюджет. Кроме того, первокурсники часто путаются, какое у них расписание на неделе, и очень радуются, если узнают, что вместо семинара у них сегодня просто лекция по предмету.

«Помимо помощи студентам с разными вопросами, я активно участвую в организации мероприятий для них. Одним из самых запоминающихся стал «День специальности „Международные отношения“ в 2024 году. Это был мой первый опыт организации такого масштабного события. Мы проводили кастинг, снимали ролики, много репетировали, чтобы потом организовать концерт, который запомнился всем: и участникам, и гостям. За полтора часа нам удалось показать все разнообразие культур и традиций студентов нашего факультета», — Полина Бортникова.

Тьютор отмечает, что самое приятное в её работе — видеть, как студенты растут и развиваются на протяжении всей учёбы. На выпускном вечере, когда самые активные и талантливые ребята получают плакетки «Лучшего выпускника», благодарности ректора, почётные грамоты, сертификаты общественной активности, Полина понимает, что всё было не зря. А ещё, добавляет девушка, работа тьютором помогла ей расширить кругозор и научила терпению.

«Каждый первый курс — представители нового поколения, которые приходят со своими новыми идеями, мировоззрением и возможностями. К примеру, сейчас не стоит удивляться встрече со студентом, которая начинается словами: «А ChatGPT сказал мне, что у вас можно ...». Наверное, пять лет назад это звучало бы странно, но сейчас стараюсь понять, как технологии влияют на их обучение и восприятие информации. Кроме того, такие разговоры позволяют обсудить с учащимися этические аспекты использования ИИ и умение критически оценивать информацию», — Полина Бортникова.

Вкусный чай и приятная музыка от стресса

Коллега Полины — Ирина Лукьянова — говорит, что понимание слова «воспитание», наверное, с 2020 года стало приобретать для неё всё более глубокий смысл.

«Сейчас всё больше уделяется внимания патриотическому воспитанию, политической культуре, национальным традициям и обычаям. Воспитательный процесс стал неотъемлемой частью учебного процесса. Сегодня для меня суть работы в том, чтобы способствовать формированию всесторонне развитой личности, с сильным и волевым характером, с широкой душой и культурой», — Ирина Лукьянова, тьютор по воспитательной работе медицинского института РУДН.

Ирина — очень опытный тьютор, и ей не раз приходилось решать конфликтные ситуации.

«Например, такая история произошла с одной из старост моего института. Студентка положительная, хорошо успевающая по всем предметам, активная, прекрасно справлялась с обязанностями старосты. Однако с одним преподавателем не смогла найти взаимопонимание, что грозило недопуском к экзамену и последующему отчислению. Девушка обратилась ко мне с этой проблемой. Решение таких ситуаций не входит в мои прямые обязанности, поскольку они относятся к учебному процессу, но я помогла студентке. Поговорила с ней и преподавателем, выяснила суть конфликта. Посоветовала старосте, как правильно вести диалог при общении с педагогом, объяснила, какие еще работы ей необходимо сдать. Это помогло ей получить допуск к экзамену и успешно его сдать, и она спокойно продолжила обучение в нашем университете», — Ирина Лукьянова.

Помогает тьютор и с проблемами, возникающими с одногруппниками. Так, к Ирине обратилась однажды студентка-первокурсница. У неё вышла ссора с одногруппницей, и та сломала ей очки.

«Я пригласила обеих девушек на беседу, спокойно выслушала каждую сторону, постаралась помочь им контролировать свои эмоции, чтобы снизить напряжение и найти правильное решение конфликтной ситуации. И у нас получилось! Завершили мы разговор на позитивной ноте. Спустя какое-то время эти студентки пришли ко мне, чтобы сообщить, что теперь они стали хорошими подругами», — Ирина Лукьянова.

Эти примеры показывают, как важна работа тьюторов. И насколько спокойными и мудрыми они учатся быть. Секрет расслабления и снятия стресса у каждого свой.

«Чтобы избежать профессионального выгорания, я помогаю себе приятной релакс-музыкой, просмотром видео с красивой природой, городами. Если во время работы я чувствую напряжение, которое сложно сдержать, стараюсь переключиться на спокойное мышление, беру паузу, делаю вкусный чай и расслабляю свои мысли», — Ирина Лукьянова.

Как к собственным детям

Помимо тьюторов по воспитательной работе, в РУДН есть те, кто помогает студентам с учёбой. Например, с выбором элективных курсов, пересдачей экзаменов, оформлением академических отпусков.

«На мой взгляд, тьютор по учебной работе должен обладать следующими ключевыми профессиональными качествами: доброжелательностью, ответственностью, гибкостью и терпением. Он должен уметь адекватно оценивать эмоциональное состояние студента, находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, доступно и понятно объяснять сложные темы, выявлять возникающие затруднения и эффективно помогать в их преодолении», — Гулшер Каландоршоев, тьютор по учебной работе экономического факультета РУДН.

По словам Гулшера, если у студентов возникают трудности в освоении конкретного предмета, на факультете есть система академической поддержки. Формируются специализированные учебные группы, где учащимся младших курсов помогают подтянуть знания и разобраться в непонятных темах старшие товарищи. Коллега Гулшера — Светлана Садовская — подчёркивает, что к студентам тьютор относится почти как к собственным детям. И всегда готов оказать психологическую поддержку и дать совет, если учащийся провалил экзамен и потерял веру в себя.

«Я всегда пытаюсь выяснить причины, которые повлекли за собой неприятности в учёбе. Предлагаю пути решения в зависимости от сложности проблем, обсуждаю с преподавателями, каким образом студенты могут отработать пропущенный материал, набрать дополнительные баллы. Меня очень радует, когда мои советы и помощь помогают ребятам стать увереннее, учиться лучше. Мой главный совет — сдавать все задания вовремя, а если что-то не получилось с первого раза — не отчаиваться», — Светлана Садовская, тьютор по учебной работе института мировой экономики и бизнеса РУДН.

По каким вопросам можно обращаться к тьютору по учебной работе?

  • Расписание учебных занятий;
  • Выбор элективных дисциплин и междисциплинарных курсов;
  • Успеваемость в электронных зачетных книжках;
  • Отчисление, перевод, восстановление и оформление академического отпуска;
  • Промежуточные и итоговые аттестации, пересдачи;
  • Другие вопросы, связанные с обучением.

По каким вопросам можно обращаться к тьютору по воспитательной работе?

  • Стипендии и материальная помощь;
  • Проживание в общежитиях РУДН;
  • Организация концертов, конкурсов, фестивалей, выставок, экскурсий;
  • Помощь в решении проблем и конфликтных ситуаций.

Где и как найти тьютора?

График работы тьюторов можно узнать в деканате/дирекции факультета, института, академии, высшей школы.

Большинство тьюторов работают с 09:00 до 18:00 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00. Тьюторы вечернего отделения работают, как правило, с 18:00 до 22:30.

Новости
Все новости
Образование
29 августа
На страже чистого воздуха: студенты РУДН вновь стали участниками нацпроекта «Экологическое благополучие»

Уже несколько лет подряд студенты и эксперты института экологии РУДН вносят свой вклад в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2025-м они работали сразу в 12 промышленных городах России: Липецке, Череповце, Нижнем Тагиле, Красноярске, Норильске, Омске, Новокузнецке, Братске, Чите, Челябинске, Магнитогорске и Медногорске.

Образование
26 августа
Матрёшка мира: студенты РУДН представили свои проекты на Международном молодёжном форуме «Байкал»

Четыре насыщенных и результативных дня провели учащиеся и преподаватели РУДН на побережье самого глубокого озера в мире. На Международном молодёжном форуме «Байкал» они посетили десятки лекций и мастер-классов и провели панельную дискуссию, где поделились опытом нашего вуза по привлечению студентов в науку, программам стажировок, а также по работе творческих студий, землячеств и других внеучебных организаций.

Образование
14 августа
Лучшие из лучших: 290 олимпиадников поступили в этом году в РУДН

Ряды первокурсников РУДН 1 сентября пополнят 290 олимпиадников, из них 270 абитуриентов зачислены без вступительных испытаний, 15 человек зачислены по результатам экзаменов и ещё 5 — победители и призёры ВСОШ, которых приняли в РУДН через приёмную комиссию для иностранных граждан. В 2024 году в наш вуз поступили 257 олимпиадников.