Проекты с зарубежными коллегами и международные конференции: преподаватель РУДН о победе в конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы»

Проекты с зарубежными коллегами и международные конференции: преподаватель РУДН о победе в конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы»

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института РУДН Елена Каверина победила в этом году в номинации «За развитие международного сотрудничества в сфере высшего образования» во Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы». Мы решили поговорить с педагогом и узнать, что для неё значит эта награда, с какими трудностями сталкиваются сегодня учёные и преподаватели на международном поле и о том, какими международными проектами Елена Валерьевна занималась в нашем вузе.

Что изначально побудило Вас заниматься развитием международного сотрудничества? Был ли какой-то ключевой момент или проект, который послужил точкой отсчета? 

Здесь сошлось несколько моментов. Я выросла в РУДН — учёба на врача, провизора, переводчика, ординатура, аспирантура, научные кружки, интернациональный танцевальный ансамбль «Ритмы дружбы», в котором я активно выступала 13 лет... И вот я уже доцент и веду занятия для студентов не только на русском, но и на английском языке. Работа в РУДН уже сама по себе погружает в интернациональную среду. Студенты со всего мира, коллеги с разным опытом — невозможно оставаться в изоляции. А потом были мои первые зарубежные стажировки — в Португалию, Чехию, Румынию. Я увидела, как работают их системы здравоохранения и образования, и мне стало интересно, а что из этого опыта можно применить здесь. Дальше было взаимодействие с коллегами из других стран: Индии, Китая, ОАЭ и других. Ну и, конечно, семейный бизнес в фармации показал: самые интересные решения часто рождаются там, где сталкиваются разные взгляды и подходы. Вот так и началось — с простого любопытства и желания строить мосты.

Что для Вас означает полученная в конкурсе награда?

Для меня она — очень важный и личный символ. Это ведь не про меня одну. Это признание работы всей нашей большой команды: моих студентов из самых разных стран, которые не спали ночами, готовя проекты, моих коллег по кафедре и медицинскому институту, ребят из нашего студенческого и профессионального объединения «Организаторы и лидеры здравоохранения». А между прочим, в наше объединение, которым я руковожу, входят учащиеся из более 40 стран мира. То есть международное сотрудничество у нас происходит каждый день 365 дней в году. Кстати, наше профессиональное объединение уже дважды побеждало в конкурсе на лучшее ПСО университета. Также мы стали в этом году обладателями премии Golden Brick от студенческого совета РУДН, а студенческий научный кружок «Организаторы и лидеры здравоохранения» победил в конкурсе на лучший СНК университета. И, конечно, всего бы этого не было без моего не просто руководителя, а наставника — Анны Владимировны Фоминой. Это человек, который стал для меня примером в том числе при работе в международной среде. Награда означает, что наш путь — путь создания международной экосистемы для подготовки конкурентоспособных специалистов — востребован и поддержан на самом высоком уровне. Это большая честь и ответственность за будущее, теперь нужно соответствовать.

С какими основными трудностями сталкивается учёный или педагог на международном поле сегодня? Как Вам удается их преодолевать?

С какими сложностями сталкиваемся? Их немало. Политическая ситуация, конечно, вносит свои коррективы. Разная бюрократия в разных странах — это вечная головная боль. Да и простого знания английского порой мало, нужно понимать культурный контекст, менталитет партнёров.Как справляемся? Стараемся быть гибче. У нас в медицинском институте прекрасная международная служба и прекрасный замдиректора по международной деятельности Юлия Шамилевна Гущина. Сейчас активно развиваем сотрудничество со странами БРИКС, Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока — там сейчас самый живой интерес к совместной работе. Делаем ставку на долгосрочные договоры между университетами, это помогает обойти многие бюрократические препоны. И, конечно, используем цифровые технологии. Тот же наш онлайн-курс на «Медико-социальные исследования: основы статистического анализа» — тоже инструмент международного сотрудничества, доступный из любой точки мира. И конечно, огромную роль играет неформальное общение в наших студенческих объединениях, именно там часто рождаются самые прорывные идеи для международных проектов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об одном-двух самых ярких международных проектах.

Если говорить о конкретных проектах, я бы выделила несколько. Первый — наша совместная программа MBA «In Healthcare Management» с индийским вузом — Asia-Pacific Institute of Management. Мы создали программу, где совместили российский опыт и индийские наработки в менеджменте. Я помогала курировать этот проект с нашей стороны и вела такие дисциплины, как «Hospital Management». В итоге мы подготовили несколько выпусков специалистов, которые сейчас успешно работают в международных компаниях. С 2022 года мы проводим регулярный научный семинар обучающихся на английском языке «The healthcare problems of the countries of the world», а с 2024 еще и «Around the world medical travel». Эти семинары пользуются особой любовью студентов и молодых учёных. Фишка семинара в том, что о проблемах здравоохранения стран рассказывают студенты именно из этих государств. То есть про больницы Замбии мы узнаём у замбийцев, а про скорую помощь в Албании — от албанцев. Это не просто научный семинар, а настоящий межкультурный обмен. Это то, что ты никогда не прочитаешь в книгах, что можно узнать только при личном общении И особая гордость для меня — многолетняя работа в качестве модератора международной конференции по Целям устойчивого развития. На протяжении четырёх лет мы с замдиректора Юлией Гущиной выступаем модераторами секций по направлению «Медицина» (ЦУР 3), где нам удаётся собирать на одной площадке министров, ректоров и ведущих специалистов из разных стран. Также я руковожу проведением молодёжных мероприятий конференции по медицинской тематике. Так, наш научный семинар «The healthcare problems of the countries of the world» — тоже часть конференции «ЦУР 17». Мы приглашаем победителей конкурсов научных студенческих работ по медицинской тематике выступить в качестве спикеров, а экспертами выступают приглашённые гости мероприятия (ведущие представители академического и медицинского сообщества — ректоры, главные врачи, работники министерств и ведомств из разных стран мира)

Какие Вы видите основные тенденции и перспективы развития международного сотрудничества в высшем образовании? Что в фокусе?

На что стоит обратить внимание в международном сотрудничестве? Во-первых, география меняется, сейчас перспективны направления на Восток и Юг. Во-вторых, будущее — с одной стороны за цифровыми форматами: онлайн-курсы, виртуальные лаборатории, дистанционные исследования, а с другой — всё больше хочется живого общения и офлайн-формата. В-третьих, всё чаще сотрудничество строится вокруг глобальных вызовов — тех же пандемий, кибербезопасности в медицине или экологических проблем. И, наконец, становятся популярнее короткие, но интенсивные форматы — вроде летних школ или хакатонов, где команды из разных стран за несколько дней решают конкретную задачу.

Что бы Вы посоветовали молодым преподавателям и учёным, которые только начинают задумываться о международном признании и сотрудничестве? С чего им стоит начать?

Молодым коллегам я бы посоветовала начинать с малого, но делать это регулярно. Не пытайтесь объять необъятное. Для начала просто пообщайтесь с иностранными студентами — помогите им адаптироваться, предложите вместе сделать учебный проект. Это бесценный опыт. Приведите в порядок свои профили в профессиональных сетях, чтобы вас могли найти. Найдите свою узкую тему, в которой вы действительно сильны, и старайтесь стать в ней экспертом. Участвуйте в международных мероприятиях, которые уже проходят в университете — не стесняйтесь задавать вопросы, знакомиться. И обязательно развивайте «гибкие» навыки: умение выступать, модерировать дискуссии, быть наставником. Именно это поможет вам стать не просто участником, а лидером международных проектов. И главное — будьте открытыми и не бойтесь предлагать свои идеи. Ваша энергия и искренний интерес — ваша главная валюта.

В День преподавателя высшей школы поздравляем Елену Валерьевну с победой и желаем новых профессиональных достижений и интересных международных проектов!

Новости
Все новости
Образование
18 ноября
Непобедимые медики: команда РУДН заняла первое место на I Межрегиональной олимпиаде «Фарммаршрут от молекулы до лекарства — код здоровья»

Медики РУДН стали лучшими на I Межрегиональной олимпиаде с международным участием «Фарммаршрут от молекулы до лекарства — код здоровья». В состязании, которое прошло на площадке Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета, приняли участие студенты ведущих фармацевтических вузов стран СНГ.

Образование
17 ноября
Эксперименты с бетоном, час консультаций и фотосъёмка Москвы: преподаватель инженерной академии РУДН рассказала о своей работе

Как проходит день преподавателя инженерной академии РУДН? Мы поговорили с одним из них и рассказываем. Утром в будни кандидат технических наук, доцент кафедры технологий строительства и конструкционных материалов Галина Эриковна Окольникова встаёт около 06:30 утра. Это время для неё — часы тишины и концентрации.

Образование
13 ноября
«Освоила искусство балансировки»: преподаватель медицинского института РУДН рассказала о буднях педагога

«Моё утро начинается с чашечки чая и быстрого просмотра сообщений на почте», — кандидат фармацевтических наук Альфия Ибрагимова преподаёт в РУДН сразу на трёх кафедрах: медицины катастроф, общей фармацевтической и биомедицинской технологии, а также кафедре иностранных языков. Каждый её день насыщен событиями и общением со студентами.

«Важно с самого утра настроить себя на позитив и продуктивность. Я люблю свою работу, преподавание даёт мне силы и энергию, так как постоянно нужно развиваться самому и обучать новому наших студентов. Каждый предмет имеет свою специфику, и важно учитывать это при распределении времени и энергии», — Альфия Ибрагимова.