В литературе нет правильных и неправильных ответов
Знакомы эти фразы? Передёргивает? Не только тебя.
О наболевшем на уроках литературы в школе — в интервью с литературным критиком Анной Жучковой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы РУДН.
Какие трудности преподавания литературы остаются нерешенными в школах?
Главная проблема в том, что дети не читают. А вот вопрос: почему они не читают?
Ответ простой. Потому что им непонятно, а значит, неинтересно.
Школьная программа по литературе требует пересмотра. Дело не только в списках для чтения. А в самом принципе ее составления, при котором не учитываются естественные изменения языка, психологический возраст и объективный, научный подход. В результате произведения, особенно в средней школе, изучаются ознакомительно, отрывками. Например, 6 класс, пушкинская «Полтава» — мало того, что дети не понимают значения многих слов (буквально каждого третьего), там и сюжет — жесть: предательство, доносы, интимная связь крестного отца с крестницей, убийство, сумасшествие. В общем, «Игра престолов», но на языке начала XIX века. Что поймет шестиклассник? Ничего. А если задать ему прочитать описание боя (отрывок) и написать сочинение на тему патриотизма, все станет еще непонятнее. И любой нормальный человек в такой ситуации постарается разузнать, о чем же этот текст, и поискать примеры, как писать по нему сочинение. Что мы и имеем в итоге. А все потому, что ставим перед детьми безумную задачу: написать нечто непонятное о чем-то непонятном.
Преподавание литературы превратилось в преподавание иностранного языка: вот вам текст, половину слов в котором вы не знаете и реалии которого вам не знакомы, и вот вам задание, выполнить которое вы не представляете как, так как у вас нет инструментария анализа литературных текстов.
До сих пор 90% разборов текстов литературоведами и критиками идут "«сверху вниз», от априорно заданной идеологизированной интерпретации к «форме»" (Вл. Новиков), а не снизу вверх, от анализа текста, его структуры и приемов — к идее. Ведь идея всегда — открытие читателя. И у каждого читателя она будет своя. А вот инструментарий анализа зато — общий. Ему можно и надо учить. А у нас как? С пятого класса в школьной программе есть требование знать основные тропы, но эти тропы лежат мертвым грузом в конце учебника. Для чего нужна метафора, как работает эпитет — остается непонятным. Да и структура уроков часто строится по схеме, которую предлагала еще советская методика: «биография автора → смысл и значение произведения → разговор о событиях, характерах → художественные средства». То есть нормальный процесс анализа перевернут с ног на голову. И вместо того, чтобы самому исследовать текст, находить приемы, угадывать их значение, анализировать, сопоставлять и понимать — ребенку предлагается принять все сказанное учителем как данность и зазубрить. Потому и неинтересно, что нет личных открытий. Нет своего мнения. А для мыслящего человека, для грамотного читателя своё видение (и умение его доказать, выстроить систему аргументов) — это необходимость.
Так что к методистам много вопросов. Михаил Павловец, например, вспоминал, как обнаружил задание найти лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Или история, как автору, написавшему сочинение по своему рассказу, сообщили, что он не раскрыл авторскую мысль: в 2018-2019 году на всероссийской олимпиаде по литературе московские школьники писали сочинение по рассказу Виталия Сероклинова «Пряники». Свой вариант прислал и автор, но «получил мало баллов: «не раскрыл тему». Как известно, учителям лучше знать, что имел в виду автор», — пожаловался Виталий в своем фейсбуке.
Все это, конечно, не отменяет творческого подхода, профессионализма и ответственности самих учителей, которые на своих плечах вытягивают литературу в школе. Наши учителя — герои. И хотя слово «особенно» тут неуместно, я все же скажу — особенно учителя литературы. Потому что физика делает физиков, математика — математиков, а литература делает человека.
Какие произведения из школьной программы Вы советуете перечитать «на взрослую голову»?
Например, Тургенева. Скорее всего, он окажется не тем, с кем вас знакомили в школе. А очень даже современным, ироничным и даже едким... психологом. Возьмем расхожее выражение «тургеневская девушка». Думаете, это нежная, одухотворённая барышня с книжкой? Нет. Тургеневские барышни волевые и деспотичные, и отношения М и Ж показаны у Тургенева весьма современно. Я бы даже сказала, феминистично. Также вам может понравиться Салтыков-Щедрин. В литературном сообществе в последние годы часто возникают диалоги о Салтыкове-Щедрине, об актуальности и социальности его текстов. Моему 15-летнему сыну так понравились «Господа Головлевы», что он обязал прочитать их всех наших родственников. И что вы думаете, все прочитали. Даже те, кто, в принципе, книгу в руки не берет. И было что обсудить относительно мотивов поведения внутри нашей собственной семьи... Третий, конечно, Пушкин. Например, как вам такая мысль, что «Повести Белкина» — это очень смешная книга, пародия, стеб. Друзья Пушкина, читавшие ее, хохотали. Свидетельств этому много, например, сам Пушкин в письме к Плетневу: "Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся. Разговор об этом может быть долгим, конечно.
Какие произведения современных российских авторов Вы рекомендуете читателям 14-18 лет?
Young adult — жанр многомерный. Это и книги о подростках, и книги для подростков, и даже книги, написанные подростками. Например, «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер — книга, написанная девочкой-подростком, Анастасией Холовой, собрала в Рунете 5 млн. прочтений. Есть конкурс детских и подростковых книг «Книгуру». Думаю, шорт-листы «Книгуру» станут хорошим списком для чтения. Young adult так популярен сегодня потому, что это книги и для детей, и для взрослых одновременно.
Проблема выбора, поиска себя, внутренней свободы важна для нас всех. В этом ключе могу рекомендовать такие книги, как:
- Давид Гроссман «С кем бы побегать». Отличная сюжетная проза для подростков. Написана так, что можно прочитать за ночь. А содержание при этом глубокое и серьезное.
- Луис Сашар «Ямы», «Я не верю в монстров». Тексты Сашара попадают не в возраст, а в проблему, которая болит и в 10, и в 40 лет.
- Книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Например, «Я хочу в школу» — спектакль по этой книге идет в РАМТ.
- «Часодеи» — серия книг Натальи Щербы, наш ответ «Гарри Поттеру». Тоже история взросления группы детей, но в основу магического мира положены отношения со временем.
- Ирина Богатырева «Формула свободы», «Ведяна», «Кадын», «Автостоп». Этого автора считаю вообще одним из самых интересных в современной литературе. И работает Ирина как раз на границе взрослой и подростковой проблематики.
- Марианна Гончарова «Тупо в синем и в кедах». История девочки, которая болеет раком, ее семьи и немногих друзей. Это не травмоговорение, не сентиментальный роман. А светлая и чистая книга.
В ноябре-декабре мы с литературоведом, критиком и учителем Еленой Погорелой продолжим разговор о проблемах преподавания литературы в школе и способах их решения на бесплатном онлайн-семинаре «Как преподавать (современную) литературу?» в школе писательского мастерства «Пишем на крыше».
Первое занятие 1 ноября. Подробности и регистрация — по ссылке.
Курс Анны Жучковой в РУДН «Русская литература XXI века: современный литературный процесс»
Занятия начинаются 14 ноября.
Источники
- По-новому о вечном: панов и его историческая поэтика
- www.facebook.com/vitseroklinov
- Пушкин А.С. Письмо П.А. Плетневу от 9 декабря 1930 года // Цит. по: Вересаев В. В. Пушкин в жизни. М.: Московский рабочий, 1987. С. 239
Подвели итоги XIX международной интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии. Среди заданий — вопросы на знание анатомической, клинической и фармацевтической терминологии, а также творческое задание, посвященное
Завершилась XII Всероссийская олимпиада по детской хирургии. В ней приняли участие 19 команд медицинских вузов страны. Команда научного студенческого кружка «Детская хирургия» медицинского института РУДН заняла общекомандное III место.
Команда студентов высшей школы управления взяла «золото», разработав проект цифровой экосистемы квест-экскурсий «КвестБуук».