В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью

В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью

1 декабря в РУДН прошла онлайн-конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью». Онлайн-формат позволил присоединиться к трансляции более 1000 зрителям из всех регионов России. В режиме реального времени со своими моделями дополнительного образования выступили представители Хабаровского края, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Волгоградской и Кемеровской области.

«Цель конференции — это определить пути развития системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы психологического и профессионального сопровождения детей с детей с особыми образовательными потребностями. Только опираясь на возрастно-психологические и индивидуально-психологические особенности каждого ребенка и подростка, мы сможем создать наиболее эффективную систему образования для этой категории граждан. Первоочередные задачи — это повышение психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам обучения детей с ОВЗ, создание индивидуального образовательного маршрута и профессиональная адаптация детей с ОВЗ и инвалидностью», — Юрий Зинченко, Президент Российской академии образования.

«Все больше детей приходят в образовательные организации — даже те, кого ранее называли необучаемыми. Многим из них в силу физических возможностей трудно приобретать академические компетенции, быть рядом со сверстниками в обычной школе, но каждый ребенок может быть талантлив и задача родителей, педагогов помочь развить таланты и способности каждого ребенка. Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью зачастую влияет на будущий выбор профессии. Именно в системе дополнительного образования дети видят результаты своего труда и творчества, могут почувствовать себя успешными, какими бы серьезными ни были трудности в их развитии и здоровье. Наша задача не только обозначить актуальное состояние системы дополнительного образования и ключевых проблем, но и определить варианты решения этих проблем», — Владимир Филиппов, Президент РУДН.

О проблемах и успешных практиках организации дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, которые существуют в субъектах РФ, рассказала Мария Симонова, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН. В течение двух лет РУДН реализовывал проект «Экспертно-консультационное сопровождение деятельности субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». За время проекта ученые и практики провели 15 вебинаров, которые собрали более 15 тысяч слушателей из всех субъектов России. Эксперты РУДН провели 50 выездных мониторингов в субъекты РФ.

«Задача проекта — обеспечить организационно-методическое сопровождение и способствовать развитию дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ. Проект был направлен на то, чтобы понять, в каком состоянии находится дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью в регионах, какие трудности существуют, с чем сталкиваются педагоги, власти на местах при обеспечении доступности дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями. Определенные трудности практически в каждом субъекте повторялись. В помощь педагогам мы разработали 10 методических рекомендаций по разным направлениям», — Мария Симонова.

В результате работы над проектом, как отмечают организаторы, выяснилось, что необходимо готовить квалифицированные кадры в системе дополнительного образования, работать с педагогами, у которых существуют психологические барьеры при работе с детьми с проблемами в развитии, необходимо повышать архитектурную доступность учреждений дополнительного образования.

Конференция объединила представителей региональных органов власти. Практикой организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Кузбассе поделилась заместитель Министра образования и науки Кузбасса Любовь Голубицкая. О доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях региона рассказала Министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.

Участники конференции из Хабаровского и Краснодарского края, Волгограда поделились опытом подготовки специалистов для системы дополнительного образования, рассказали об особенностях разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью. О реализации программ дополнительного образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования рассказала директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий Зулфия Ишембитова. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интернат № 1 им. К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ирина Евланова продемонстрировала участникам программу «Методический конструктор», при помощи которой более 100 преподавателей адаптировали дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ и инвалидностью.

В ближайшее время будет утверждена новая Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года. С презентацией проекта выступила Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.

«Проект сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ и в ближайшее время будет отправлен для работы и руководства к действию. Один из главных ожидаемых результатов — это охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Также ожидается реализация модели адресной работы с детьми с разными познавательными возможностями и потребностями. Должны быть созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительный общеразвивающих программ», — Оксана Гончарова.

Во второй день конференции, 2 декабря, будет организован круглый стол «Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования». Будет запущена работа секций и мастер-классов с презентацией практик по организации дополнительного образования детей с нарушениями слуха, зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями.

Справочно:

Проект и конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации» реализован РУДН по заданию Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Новости
Все новости
Образование
18 апреля
Дарья Сорокина, преподаватель РУДН, стала лучшим лектором «Основ российской государственности»

На Международной выставке-форуме «Россия» наградили победителей Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель дисциплины «Основы российской государственности» в образовательных организациях высшего образования». Дарья Сорокина, преподаватель юридического института РУДН, политолог и политтехнолог, победила в конкурсе.

Образование
18 апреля
Медики РУДН взяли «золото», 4 «серебра» и 2 «бронзы» на форуме по общественному здоровью и здравоохранению

В Казани прошел XI Молодежный научный медицинский форум «Белые цветы», приуроченный к 150-летию Николая Семашко, создателя системы советского здравоохранения. В форуме приняли участие более 2000 студентов из медицинских вузов  России и СНГ. Команда медиков РУДН стала абсолютным победителем, заняв первые и призовые места во всех состязаниях конкурса.

Образование
16 апреля
Робототехника, промышленный дизайн и информационная безопасность: в РУДН стартовал заключительный этап ВсОШ по технологии

Что объединяет ребят, которые разбираются в 3D-моделировании, конструируют мобильных роботов, создают коллекции одежды и расследуют компьютерные инциденты? Всероссийская олимпиада школьников по технологии! В РУДН собрались 370 учащихся из 74 регионов России. Их ждут интеллектуальные соревнования по 4 направлениям: «Техника, технологии и техническое творчество», «Культура дома, дизайн и технология», «Информационная безопасность» и «Робототехника».