«Встаю в 5 утра и перечитываю материалы. Получается каждый раз по-разному», — Дмитрий Мамченков, доцент кафедры онтологии и теории познания

«Встаю в 5 утра и перечитываю материалы. Получается каждый раз по-разному», — Дмитрий Мамченков, доцент кафедры онтологии и теории познания

19 ноября — День преподавателя высшей школы. К этому празднику мы поговорили с Дмитрием Валерьевичем Мамченковым, который преподает философию в РУДН. О личностях и отличниках, дисциплине ради любимой дисциплины, гордости за выпускников — в интервью.

Какие ошибки Вы совершали в первые годы работы со студентами?

У меня были завышенные ожидания. Я невольно проецировал свое отношение к учебе на студентов. Часто они меня разочаровывали. Лишь с годами я осознал, что нужно быть «ближе к людям».

3 качества, которые отличают отличного студента от просто «неплохого»?

Самое главное — мотивация. Отличный студент всегда хочет больше.

Студенты-лидеры не боятся преподавателя и отстаивают свое мнение.

Хорошая социализация. Сильные студенты активно взаимодействуют с другими людьми и организациями: находят общий язык со сверстниками, умеют выйти на диалог с преподавателями, знают возможности подразделений университета. Это очень важно для дальнейшей карьеры.

Насколько преподаватель должен бороться за каждого отстающего студента?

 

Есть студенты, которые пришли не к тому учителю. Основная причина неуспеваемости — лень. Она вызвана отсутствием мотивации, что обусловлено недостатком интереса к предмету. Важно более ответственно подходить к профориентации школьников. И необходимо давать возможности переходить на другую специальность на I-II курсе.

Как часто возникает желание снизить оценку, например, за хамство или опоздания?

Когда мы ведем философию и другие общие предметы на первом курсе, наша задача — не только дать конкретные знания, а социализировать студентов в вузе. Человек после первого семестра разительно меняется. И это тоже наша работа.

С другой стороны, есть небольшой процент очень «творческих» личностей, которые ведут себя «свободно». Иногда это компенсируется их научным творчеством. Поэтому нужно быть терпеливым.

Как относитесь к мысли, что «бюджетники умнее контрактников»? Как часто в Вашей практике были талантливые «контрактники»?

Понятия не имею, никогда на это не смотрю. Для меня студент — как книжка без корешка — интересует только его содержание.

Какой предмет из тех, что Вы читаете, — любимый?

«Философские теории развития». Этот предмет соответствует сфере моих научных интересов — изучение возможности мыслить предмет науки эволюционно. Хотя я веду этот предмет уже несколько лет, к каждому уроку я готовлюсь, как в первый раз: встаю в 5 утра и перечитываю свои материалы, первоисточники. Получается каждый раз по-разному. Наверное, сложно для студентов... Но я получаю удовольствие.

Есть кодекс преподавателя РУДН. Что Вы в него добавили бы — может, есть требования, которые Вы предъявляете к себе, хотя они не зафиксированы «де юре»?

Только не нужно ничего никуда добавлять! В РУДН достаточно регламентов и кодексов. Единственное требование — профессионализм, честность по отношению к себе, к своей совести.

Как думаете, чем отличается работа преподавателя в вузе от работы учителя в школе?

 

Мне приходилось работать с 10-классниками — могу сказать, что к старшеклассникам нужны свои подходы. В школе на первом месте — воспитание личности. Эта цель стоит и перед учителями-предметниками. А в университете, при работе со студентами, важно формировать профессионала своей сферы.

Что Вас больше всего раздражает в работе преподавателя?

Раздражений нет. Расстраивает, когда текущая преподавательская работа не оставляет времени на науку.

Назовите выпускников, которыми Вы особенно гордитесь.

В этом году у меня две прекрасных выпускницы: магистрант Анна Малютина и бакалавр Дарья Семенова. Обе написали прекрасные выпускные работы и продолжили обучение. С Анной у нас уже есть совместные серьезные публикации. Очень надеюсь на дальнейшее научное сотрудничество с ней — уже пишем новую работу.

С большой теплотой вспоминаю Сэма-Фестуса Чуквуджекву, с которым я познакомился еще лет 10 назад, когда вел у него занятия на подфаке. Потом он прошел все ступени обучения на философском отделении. С ним всегда было приятно работать. Всегда, когда вижу его, улыбаюсь.

Когда докторскую защищать?

 

Мысли и материалы есть. Дело за малым — оформить все в текст и публикации.

 

Считаю, что докторскую лучше делать без перерыва, сразу за кандидатской, чтобы не потерять разгон. У меня так не получилось. Много времени заняла административная работа. Но надеюсь наверстать!

Фото: из личного архива Дмитрия Валерьевича Мамченкова.

Новости
Все новости
Образование
2 мая
Фармацевты РУДН взяли «бронзу» на фестивале фармакологов «GxP-Фест 2024»

130 команд из 98 университетов России, Беларуси и Казахстана приняли участие в IV Международном студенческом фестивале «GxP-Фест 2024». Команда медицинского института РУДН заняла III место.

Образование
22 апреля
Стоматологи РУДН стали лучшими на олимпиаде для иностранных студентов

В РУДН впервые прошла стоматологическая олимпиада для иностранных студентов. В ней приняли участие обучающиеся московских медицинских вузов из Ирана, Австралии, Египта, Ирака и Камеруна. Олимпиада «Точный оттиск» была приурочена к 95-летию Владимира Копейкина, профессора, и доктора медицинских наук.

Образование
18 апреля
Дарья Сорокина, преподаватель РУДН, стала лучшим лектором «Основ российской государственности»

На Международной выставке-форуме «Россия» наградили победителей Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель дисциплины «Основы российской государственности» в образовательных организациях высшего образования». Дарья Сорокина, преподаватель юридического института РУДН, политолог и политтехнолог, победила в конкурсе.