«Человек с Луны»: кем был Миклухо-Маклай?
Завести друзей в Новой Гвинее, примирить папуасов и доказать принадлежность жителей островов к Homo Sapiens. Отправляясь в рисковое путешествие на другой конец света, Николай Миклухо-Маклай не знал, вернётся ли обратно в Россию. Юго-Восточная Азия, Австралия, Океания... Николай повидал многое. Кем был Миклухо-Маклай, в честь которого называют не только улицы, но и побережья — в очерке.
Не важно, спишь ты, читаешь книжку или зубришь очередной конспект, фраза «Следующая остановка — «Улица Миклухо-Маклая. Университет дружбы народов»» — лучший будильник. Чаще всего именно здесь заполненные донельзя автобусы пустеют. Студенты устремляются в университет.
Автобус едет дальше. По всё той же улице Миклухо-Маклая, которая протянулась на более чем 3 километра. Меня не покидает вопрос: кто он, Миклухо-Маклай?
Путешественник? Слишком просто. Первооткрыватель? И тут недостаточно. Учёный-антрополог! Это прекрасно. Но для начала он...
Ребёнок
Сын военного и дворянки с польскими корнями. Жизнь родителей Миклухо-Маклая — Николая Ильича и Екатерины Семёновны — можно описать одним словом «служба». Инженер-поручик Николай Миклух занимался строительством железной дороги, поэтому часто вместе с семьёй переезжал из одного города в другой. Жили в Новгородской губернии, в Тверской. И в 1855 году, когда будущему путешественнику было 9 лет, Миклухи переехали в Санкт-Петербург.
Прилежным учеником Николая назвать трудно. Он дважды оставался в 4 и в 6 классах. И как позже писал в своих воспоминаниях: «В гимназии плохо учился и даже избегал ходить в классы». Единственная оценка «хорошо» у него была по французскому языку, «удовлетворительно» по немецкому, физике и географии. По остальным предметам либо «худо», либо «посредственно». Гимназию Коля так и не закончил: ушёл сам.
После смерти мужа его мама Екатерина Семёновна подрабатывала тем, что чертила географические карты. И маленький Коля часами наблюдал за тем, как грифель карандаша вырисовывает границы далёких и неизведанных стран. Вдохновлённый мальчик хотел поступить в Академию художеств, но отговорила мать. В итоге подал документы на физико-математический факультет Петербургского университета, где позже увлёкся естественными науками.
Студент
Но прилежный студент из Николая не вышел. Спустя год учёбы Миклухо-Маклая исключили. Конкретно за что – непонятно до сих пор. Одни говорят «по политическим причинам», другие – «за дерзость и нарушение правил заведения».
Известно лишь, что 26 февраля 1864 года в университете была сходка: одни студенты обвиняли другого в доносах. Разгорелся скандал: молодые люди требовали отставки университетского инспектора. А что делал Миклухо-Маклай? Пытался провести своего гимназического товарища Суфщинского в университет. Может, он пригласил его на пары по физиологии? Будь я школьником, не отказалась бы от этой авантюры.
Как писал позже Миклухо-Маклай в автобиографии:
«Из 6 класса перешёл вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, в котором пробыл до февраля 1864 года, будучи исключён из последнего без права поступления в русские университеты».
Тогда Николай решил поехать в Германию. В Йенском университете он поступил на медицинский факультет. Лечить людей ему было неинтересно, а изучать анатомию, зоологию и другие естественно-научные предметы — очень даже. Проходил практику Миклухо-Маклай в университетской больнице. Там он влюбился в пациентку, которая вскоре умерла от тяжёлой болезни. Незадолго до смерти она предложила Николаю свой череп на память. Путешественник не просто сохранил его, а сделал из него лампу. Её он всегда брал с собой в экспедиции. Возможно, с этого необычного подарка Николай и начал путь в неизведанное.
Интересно, что двойная фамилия у учёного появилась не сразу. До учёбы в Германии она состояла из одной части — Миклуха. Степан Миклуха известен тем, что первым во время второй Русско-турецкой войны ворвался в крепость Очаков, за что получил потомственный дворянский титул. Когда Николай начал работать за рубежом, то добавил себе вторую часть фамилии Маклай. Её носил второй его родственник — шотландский барон Маклэй. В XVII веке он воевал на стороне поляков против казаков и был пленён ими в битве при Жёлтых Водах. Осел в Малороссии, влюбился в дочь Миклуха, пленившего его, и женился на ней. Из-за благозвучности фамилии Миклуха их дети взяли фамилию матери. Спустя годы, когда Миклухо-Маклай начал писать научные статьи на немецком и английском языках, он добавил себе вторую часть фамилии. Одни говорят — для благозвучия, другие — чтоб сойти за своего. В путешествие в Новую Гвинею учёный отправился с паспортом, в котором была уже двойная фамилия.
Путешественник
Подготовка к экспедиции
Миклухо-Маклай вернулся в Санкт-Петербург в 1869 году. К этому времени он уже побывал в экспедициях на Канарских островах, на Красном море и в Италии. Там он изучал строение морских губок, анатомию мозга акул и многое другое. Молодой учёный интересовался географическими исследованиями в малоизвестных регионах мира. Они сулили большие открытия и требовали огромных финансовых затрат. Денег у Николая не было.
Вернувшись в Россию, он решил добиться субсидии от Российского географического общества на экспедицию в Новую Гвинею.
«Между представителями науки в Санкт-Петербурге, между членами Академии наук, профессорами Университета я встретил весьма холодный прием, — писал Миклухо-Маклай к великому князю Николаю Михайловичу, — мне не раз случалось слышать нелепые замечания. Например, что мне, как русскому ученому, гораздо лучше было бы приняться за изучение фауны разных «луж» и «прудов» России, чем отправиться на острова Тихого океана и т.п.».
Не поддерживали идею экспедиции и в Русском географическом обществе. Но благодаря настойчивости Николая или встречам с великими князьями (как знать?), субсидия была выдана. И великий князь Константин Николаевич велел принять путешественника на борт корвета «Витязь».
Кстати, позже на улице Миклухо-Маклая в Москве построили кинотеатр, получивший название корабля, на котором русский этнограф и антрополог отправился в путешествие.
Первая встреча
Высадившись на дикой земле, Миклухо-Маклай попросил капитана корвета вернуться через год и забрать его дневники. Он не знал, сможет ли пережить этот год. Один. На незнакомом острове. Который населяют незнакомые ему люди. В итоге прожил более десяти лет.
Сначала отношения с местными жителями были напряжённые. Оно и понятно: незнакомый белый человек в экзотической одежде. Что можно ожидать от него? Наверное, ничего хорошего. Во время его первого визита в деревню женщины и дети попрятались в хижины, а мужчины решили прогнать незнакомца прочь. Они выпустили в него несколько стрел и принялись угрожающе размахивать копьями. Как в своих заметках упоминал Миклухо-Маклай: «Один из них еле-еле не попал мне в глаз или в нос».
Револьвер Николай с собой не брал. При учёном были только записная книжка, карандаш и циновка. Её он и постелил в тени деревьев. Улёгся и заснул.
«Если уж суждено быть убитым, то всё равно, будет ли это стоя, сидя, удобно лёжа на циновке или даже во сне», — Миклухо-Маклай.
Проснувшись, он увидел местных жителей, которые сидели поодаль уже без оружия. Его начали величать «тамо русс», или человек из России.
«Человек с Луны»
Николай жил на берегу. Уже при жизни путешественника он получил название «Берег Маклая». Там путешественник соорудил хижину, где отдыхал и принимал гостей. Одним из них был Туй — житель деревни Горенду и первый друг Миклухо-Маклая в Новой Гвинее. Николай брал у него уроки папуасского языка и уже через три месяца мог изъясняться с местными жителями. Но их доверие нужно было ещё заслужить.
Однажды Туй узнал, что у Николая болен его слуга Ачмата. Он сказал Миклухо-Маклаю: если ты останешься один, папуасы убьют тебя. Папуасы думали, что виноват в распространении болезни «тамо русс».
Тогда Николай решил припугнуть жителей: он зажёг хранившийся у него факел, чем изумил папуасов. «Как? Как этот человек может добывать огонь из ничего?!». Так Миклухо-Маклай подтвердил свой статус сверхъестественного существа и получил новое имя «Каарам тамо», или «Человек с Луны».
Позже на Туя упало дерево, он оказался при смерти из-за глубокой раны на голове. Миклухо-Маклай ухаживал за другом, несколько дней приходил в деревню, менял повязки, следил за самочувствием Туя, пока он не выздоровел. Так путешественник получил ещё одно имя «тамо билен», что значит «человек хороший».
Защитник
Папуасы очень хотели женить Миклухо-Маклая. Вхождение Николая, мудрого и умного человека, в племя дало бы деревне явное преимущество перед другими. Но все попытки местных жителей не увенчались успехом.
Зато у Миклухо-Маклая получилось выполнить план экспедиции. Поездкой в Новую Гвинею он доказал — жители островов такие же представители Homo Sapiens, как и европейцы. Долгое время в европейских научных кругах ходили разговоры о том, что папуасы — промежуточная стадия развития человека. Поэтому с территории островов тысячами вывозили рабов в близлежащие страны.
Однажды до Миклухо-Маклая дошли известия, что Англия хочет аннексировать Новую Гвинею. Путешественник не хотел допустить этого — за десяток лет жизни на островах он полюбил народ, стал с ним одним целым. Николай написал письмо Александру III, в котором просил посодействовать созданию независимого папуасского государства.
Иван Шестаков, управляющий Морским министерством, писал:
«Миклухо-Маклай склонил Государя занять или приобрести в Полинезии какое-нибудь складочное место для наших судов. Для чего? По-моему, если уж непременно хотят, то пусть Маклай купит его и там поселится, чего он только и хочет».
Создать протекторат в Океании не получилось, но Миклухо-Маклай вошёл в историю Новой Гвинеи как защитник папуасского народа, верный друг и просто хороший человек. Остальное — титулы и послесловия.
В 1965 году именем учёного была назвала улица, на которой находится Российский университет дружбы народов.
Материал подготовила Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», III курс).
Фото: Научный архив РГО.
Дмитрий и Диана Губины — будущие ландшафтный архитектор и методист образовательных программ — познакомились в летнем лагере в Казани. Там ребята полюбили друг друга, а после школы поженились и отправились на учёбу в московские вузы. В День семьи, любви и верности их пара одержала победу в конкурсе «Лучшая студенческая семья России».
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.