«На свиданиях говорим о науке», — Юсеф Насерзаде и Нилуфар Махмуди, аспиранты аграрно-технологического института РУДН
Юсеф, Нилуфар, почему выбрали РУДН?
Юсеф: В Иране я работал в химической инженерии. Спустя годы захотел совместить знания с другой сферой науки. Я встретил молодого и успешного профессора Мейсам Заргара из аграрно-технологического института РУДН. Встреча с ним изменила мою жизнь — я полетел в Россию.
Нилуфар: Я согласна с Юсефом. Хорошее образование для меня всегда было приоритетом. Консультации с директором Агробиотехнологического департамента РУДН Еленой Пакиной и доцентом РУДН Мейсам Заргаром проложили путь в РУДН.
Вы изобрели самоочищающуюся нанокерамику (Self-cleaning Nanoceramics). Что это и для чего нужно?
Представьте себе ложку, которая не прилипает к меду, или стекло, на котором при нагревании появляется изображение. Керамика и композитные материалы имеют ту же текстуру, что и зуб, и обычно используются для изготовления или облицовки зубов.
Один из методов синтеза наноматериалов — использование растительных и природных материалов. Они нужны для биовосстановления ионов металлов в их элементарную форму в диапазоне 1-100 нанометров. Процесс зеленого синтеза более эффективен, проще и экономичен, и его можно легко масштабировать для выполнения более крупных операций.
Самоочищающаяся нанокерамика может использоваться в здравоохранении, операционных залах, строительных материалах и, что особенно важно, в стоматологических композитах. С развитием этой технологии возможность передачи вирусов и бактерий сводится к минимуму, а внешний вид не меняется.
Как вам пришла идея изобретения?
Идея пришла во время карантина. Мы думали о способах предотвращения вируса.
В первую очередь мы выбрали тип материала. Потом сделали синтез наноматериалов из домашнего растения (Scrophularia striata — Норичник) из определенного региона Ирана. А позже соединили структуру наноматериала с керамическими частицами.
С какими сложностями во время создания самоочищающейся нанокерамики вы столкнулись?
Возможности для изобретения выходят за рамки лаборатории. Это требует времени, дополнительного оборудования и денег.
А какими своими разработками вы еще гордитесь?
Мы зарегистрировали 5 изобретений в Иране в области химии, нано, астрономии, пищевой промышленности и сельскохозяйственной биотехнологии.
Мы работали над этими изобретениями с разными группами и потребностями. Например, построили мобильную обсерваторию, которая может решить проблему ночной фотографии. Еще разработали решение для растворения пластика менее чем за 45 минут вместо 800 лет. Уже выиграли несколько международных наград, а до этого Юсеф долгое время был судьей научных конкурсов. Как решить, что изобретение достойно победы? Оно должно быть практичным и индустриализированным. Фантастику нужно отложить, хотя у нереальных идей тоже есть свой рынок.
Как вам приходят идеи изобретений?
Секрет — интерес к изобретениям и стремление к инновациям. Мы черпаем идеи из всего, что другим может показаться смешным. Желание творить, на самом деле, есть у всех, но мы полагаемся на потребности и пытаемся претворить интерес в жизнь.
Как ученые проводят время?
Сходить на тренировку, в кафе, посмотреть фильм, послушать музыку. Наша жизнь отличается от жизни обычных людей только тем, что мы смотрим на вещи под другим ракурсом.
Говорите ли вы о науке на свидании?
Конечно, мы много времени говорим о науке. Еще один общий интерес — это учеба и преподавание. Мы всегда обсуждаем философию науки и другие полезные вещи. Тратить время зря — это не про нас.
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.
10 студентов РУДН из 4 стран факультета гуманитарных и социальных наук участвовали в весенней «Вахте Памяти» в Новгородской области. В составе поискового отряда «Память» они работали на местах боёв