«Отношение к возрасту за рубежом — колоссально отличается. Там за рулем кабриолетов ездят шикарные женщины в возрасте, которые не стесняются своих морщин», — Нина Красношапка, студентка Факультета гуманитарных и социальных наук
Что для тебя значит «эйджизм»?
Эйджизм — это дискриминация по возрасту. Она идет как в сторону старшего поколения, так и в сторону младшего. Очень круто, что ты (интервьюер) в 21 год еще не столкнулась с этим. Есть случаи, когда молодые специалисты, которые только окончили университет, хотят построить карьеру, например, в политике, пойти баллотироваться. Но им говорят: «Слушай, тебе еще 23-24 года, молодой и юный. Иди поучись жизни». Это и есть эйджизм.
Обратная ситуация. Ни для кого не секрет, что после сорока сложно найти работу. В некоторых организациях существует негласное правило — не принимать сотрудников старше 40. Немногие компании берут на себя ответственность и обучают сотрудников, проводят курсы повышения квалификации. Проще нанять молодого. Хотя у людей за плечами многолетний опыт, идеи.
Часто сталкиваешься с эйджизмом лично? Или наблюдаешь со стороны?
Допустим, в актерской работе. Всегда, даже в театральных кружках говорили, что у актрисы очень короткий век. Ей нужно быстро отыграть, потому что с годами ролей будет меньше. Именно у актрис. Даже в классической литературе возрастные роли чаще встречаются у мужчин. Но сейчас все меняет новая этика, различные движения, как #MeToo (кампания против сексуального насилия и домогательств). Права девушек отстаивают феминистки. Сегодня мы смотрим фильмы и сериалы, где в главной роли необязательно молодая девушка. Это уже дамы за 30, есть за 50 и за 60. Массово отношение к возрасту меняется, но локально мы все еще наблюдаем притеснения.
У нас достаточно патриархальная страна, мужчины чувствуют себя свободнее. В 60 лет они могут позволить себе встречаться с женщиной младше, лет сорока. А если посмотреть на ситуацию с другой стороны — ей 60, а ему — 40, то общество отреагирует по-другому. Я достаточно много путешествую — в багаже 20 стран. В Англии и Европе — в целом, минимально предвзятое отношение к возрасту. Там за рулем кабриолетов ездят шикарные женщины в возрасте, которые не стесняются своих морщин. Они модные, стильные, успешные. Часто вижу их в сопровождении lovers boys, и на этом никто не заостряет внимание. Они счастливы.
Пожилые люди за рубежом ведут и чувствуют себя иначе. Как они одеваются, какие у них привычки, как они отдыхают — позавидует двадцатилетний. Это колоссальная разница между тем, что мы видим у нас. Взрослые люди могут спутать молодежную открытость с наглостью, поэтому нельзя забывать об уважении. Чтобы эта разница не была разрывом, я пошла учиться и работаю сейчас с возрастной группой 55+. Преподаю зумбу в рамках проекта «Московское долголетие». Никого из учениц не называю по отчеству, с их разрешения — только по имени. Для меня они — мои девочки, студентки, которые танцуют, занимаются со мной. И не думают о возрасте.
Возраст — далеко не первая и не единственная проблема...
Помимо эйджизма можно говорить о различных видах притеснения гомофобии, сексизме. Нужно не бояться проблем, а признавать и решать. Моя позиция такова — если человек профессионал в какой-то сфере, то мы говорим о его делах, работе, творчестве. Одна из самых больших проблем — порой личные факты интереснее профессиональных. Сплетни и скандалы привлекают больше внимания, чем мероприятие, картина, статья или диссертация. Но мы потихоньку уходим от этого, я верю.
Мне за 30, и я студентка.
Первый вопрос, который мне задали, когда я поступила: «Нина, зачем ты пошла учиться в государственный вуз? Ты что, собралась писать эти дипломы и диссертации?».
А я говорю: «Почему нет?».
Мне отвечают: «Ну в твоем возрасте...».
Стоп, стоп. Что значит «в моем возрасте»? Я не понимаю! У меня классное первое образование — театральное, но я не хочу останавливаться. Я вижу, как быстро развивается мир, и хочу успевать за ним. У меня все для этого есть. «Ну, 33 — это такой возраст...» Прекрасный возраст, чтобы менять что-то вокруг себя. Меня не смущает, что в группе я самая старшая. Наоборот, мотивирую других, рассказываю про свой опыт.
На какое поколение — старшее или младшее — давление из-за возраста больше?
На старшее, потому что все боятся старости. Мы не можем остановить естественный процесс. Молодость — это время заложить основу, с которой мы пойдем дальше. Амбиций и энергии побольше. А вот с годами появляется уязвимость, когда говорят: «Ты не понимаешь, ты же старый».
Я хорошо выгляжу на свой возраст. Была у меня ситуация, пришла в одно место по работе, и сотрудники, посмотрев мою анкету, говорят: «Ух ты, ты вообще не выглядишь на свой возраст». А почему бы не сказать: «Ты так хорошо выглядишь»? Без акцента на возраст. У меня нет комплексов, но такое вряд ли приятно услышать.
Если составить гайд «Как побороть эйджизм» для двух сторон?
Все в нашей голове — хотим мы состариться или нет. Нужно делать все, чтобы быть в топе, на волне. Нужно начать с себя.
Первый способ — взаимодействие. Государство должно придумывать для старшего поколения социокультурные программы в коллаборации с молодежью. Чтобы не было «тусовок» отдельно для бабушек и молодых. Нужно забыть фразы «бабуля», «это для пожилых», «это для подростков». Понятие возраста должно стираться.
Второй вариант — с помощью спорта. Марафоны, танцевальные флешмобы — спорт объединяет в любом возрасте. Мои девчонки старшего возраста рассказывают, как в молодости ездили кататься на лыжах и на картошку. Знакомились, дружили, влюблялись. Тогда начинали общение вживую, а сейчас, в основном, онлайн. Позитивный тренд Советского союза на активный образ жизни хорошо вписался бы в XXI век. Спорт действительно — жизнь и коммуникация поколений.
Clubhouse — хороший пример того, как люди в возрасте умеют найти общий язык с молодыми. Недавно слушала там лекцию, где спикером был мужчина-психотерапевт. И как-то в разговоре он говорит: «Ну я уже разменял седьмой десяток». Все в «комнате», мне кажется, замерли. Никто по его манере речи, по голосу и не подумал, что с нами разговаривает пожилой человек. Настолько «современно» он общался. В моей голове вырисовался портрет мужчины уж точно помладше. И это так здорово, что нет визуального портрета, это не заставляет мыслить стереотипно. Когда видим бабушку или дедушку, мы сразу думаем: «Да что этот бумер может рассказать, ничего не понимает в современных тенденциях». А когда мы не видим картинку и воспринимаем только информацию, она идет намного чище и без ярлыков.
Как или через что подступиться к тем, кто хочет «молодиться», но боится?
Самое главное — социум. Старшее поколение верит многому, что рассказывают по телевизору, беспрекословно слушает врачей. Это не плохо, но помимо прочего должно быть что-то живое. Вот бы нам врачи вместе с таблетками прописывали сходить в музей современного искусства или на выставку. Нужно, чтобы все инстанции — культурные и государственные — работали в одном направлении. Признали, что есть такая вещь — эйджизм, и начали с ней бороться.
Второй вариант — ждать. Через пару десятилетий сменится поколение и уже нынешние студенты будут рулить и задавать тон. Почему-то люди считают, что за возраст нужно жалеть, но это неправильно. Людей в возрасте нужно уважать, помогать адаптироваться к современности. Когда я проводила социологическое исследование, многие респонденты сообщили, что даже не хотели идти оформлять пенсию. Не хотели признавать возраст. Им нравится, когда к ним обращаются на «ты», когда приглашают на танцы, рассказывают современные фишки.
Моя студентка поделилась историей: «Еду в метро, и мне уступает место молодой человек, а мне не хочется, чтобы он уступал мне место по старости. Ведь вижу, что считает меня старой. Хотелось бы, чтобы уступили место, потому что я симпатичная женщина!».
Если подумать, кто инфлюенсеры в возрасте среди молодежи? Владимир Познер, например. У него сотни прямых эфиров, интервью, он даже ведет Instagram. Человеку 87 лет, на минуточку. Когда у него спросили, до каких пор он будет на телевидении, он ответил: «До тех пор, пока я интересен. Как только буду понимать, что все, о чем я думаю и хочу транслировать, уже мало кого интересует, уйду». Людей нужно образовывать так, чтобы они адекватно относились к возрасту, любому, и не боялись его.
Дмитрий и Диана Губины — будущие ландшафтный архитектор и методист образовательных программ — познакомились в летнем лагере в Казани. Там ребята полюбили друг друга, а после школы поженились и отправились на учёбу в московские вузы. В День семьи, любви и верности их пара одержала победу в конкурсе «Лучшая студенческая семья России».
28 студентов РУДН из России, Беларуси, Ирана, Коста-Рики, Перу и Туркменистана выступили на Балу дебютантов на площадке Мраморного зала Российского этнографического музея. РУДН стал единственным вузом, представившим Москву на мероприятии.
11 июня на главной площади университета пройдет XXXVI Интернациональный фестиваль студентов «Этнофест РУДН». Гостей ждёт насыщенная программа с интерактивными локациями, яркими выступлениями, национальными угощениями и вечерним концертом.