Биолог РУДН: листья папоротника улучшают иммунитет и рост карпов
На долю карпа обыкновенного Cyprinus carpio приходится 7,7% мирового производства рыбной продукции — это около 4,2 миллиона тонн. Чтобы увеличить объемы производства, предприятия повышают плотность «посадки». Высокая скученность приводит к стрессовому состоянию рыб. Это вызывает задержку роста, ослабляет иммунную систему, провоцирует инфекционные заболевания карпов. Это ведет к финансовому ущербу для производителей. Химические препараты, которые применяют для борьбы с инфекциями, накапливаются в организме рыбы. Это вызывает устойчивость к лекарствам у следующих поколений, а также угрожает здоровью потребителя. Биолог РУДН предложил для укрепления иммунитета рыб добавлять в корм порошок из листьев папоротников. Эксперимент биологов доказал эффективность этой натуральной добавки, которая, к тому же, лишена побочных эффектов.
«За последние несколько лет было проведено множество исследований о влиянии растительных экстрактов на рыб. Положительный эффект растительных добавок связан с биологически активными компонентами, которые есть в их составе — эфирные масла, алкалоиды, сапонины, фенолы, флавоноиды, полисахариды. Мы исследовали влияние папоротника адиантума, о положительных фармакологических свойствах которого говорили еще врачи древности. Например, экстракт листьев этого папоротника проявлял антибактериальную активность против золотистого стафилококка и кишечной палочки», — Мортеза Юсефи, PhD, доцент Департамента ветеринарной медицины РУДН.
Биологи исследовали влияние папоротника Adiantum capillus-veneris на показатели здоровья рыб в эксперименте. 144 карпов распределили в 12 резервуаров. Для рыб в разных резервуарах была составлена своя диета с трехразовым питанием. База рациона состояла из рыбной, пшеничной и соевой муки, витаминно-минерального комплекса, рыбьего жира. В рацион рыб девяти из двенадцати резервуаров добавили высушенные и измельченные листья папоротника — от 0,5 до 2% от общей массы корма. В течение 56 дней биологи РУДН наблюдали за ростом и показателями иммунной системы карпов, затем измерили количество иммуноглобулина в сыворотке крови и кожной слизи, а также активность антибактериального фермента лизоцима и другие параметры.
Оказалось, что активность лизоцима повышается с увеличением доли папоротника в рационе. Если добавление 0,5% папоротника почти не влияло на работу фермента, то 2% добавки повысило его активность почти в 2 раза — с 4,6 до 8 единиц на миллилитр. Добавление папоротника усилило также бактерицидную активность сыворотки крови против некоторых патогенов — золотистого стафилококка, кишечной и синегнойной палочек. Более того, двухпроцентное содержание папоротника в рационе дало самый высокий показатель прибавки в весе — рыбы набрали в весе в среднем 27,7 граммов, тогда как те рыбы, которые не получали порошок папоротника, — только 19,6 граммов.
«Результаты этой работы ясно продемонстрировали положительное влияние Adiantum capillus-veneris на иммунитет молодых особей карпа обыкновенного. Однако, чтобы определить точный способ действия папоротника на показатели роста, стрессоустойчивость и иммунные параметры данного вида, необходимы дальнейшие исследования на молекулярном уровне», — Мортеза Юсефи, PhD, доцент Департамента ветеринарной медицины РУДН.
Статья была опубликована в журнале Fish & Shellfish Immunology.
В России проживают около 1 600 000 детей с подтверждённым синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Необходимая терапия не всегда доступна их семьям: из-за стоимости или отсутствия рядом специализированных центров. Преподаватели и учащиеся РУДН и АлтГУ разработали для таких детей специальное приложение, которое повышает внимательность и уменьшает тревожность с помощью метода цветовой фотостимуляции (ЦФС).
Проект по разработке клеточной модели плаценты стал победителем в номинации «Научные материалы» конкурса «Молодые учёные 3.0», организованного при поддержке Фонда президентских грантов и Т-Банка.
В институте экологии уже 5 лет существует студенческий научно-популярный турклуб, открытый при НСО GreenLab. При поддержке преподавателей студенты организуют самостоятельные экспедиции — научно-исследовательские походы с выполнением поставленной научной задачи, а также научно-популярные и образовательные поездки.