Студентка-искусствовед РУДН расскажет о деконструктивизме в моде на форуме «Наука будущего — наука молодых»

Студентка-искусствовед РУДН расскажет о деконструктивизме в моде на форуме «Наука будущего — наука молодых»

Елизавета Кривоносова изучает «Искусства и гуманитарные науки» на факультете гуманитарных и социальных наук. Она стала одной из четырех студентов РУДН — финалистов конкурса научно-исследовательских работ форума «Наука будущего — наука молодых». О деконструктивизме и моде — в интервью.

«Если в 90-х модный дом Mugler представлял образы гипертрофированной женственности, а Chanel демонстрировал вечную твидовую классику, то Маржела создавал платья из пластиковых пакетов, безрукавки из битой посуды, жилеты из обрывков газет и игральных карт. Новаторство очевидно!»

Елизавета Кривоносова

Если вы не знакомы с термином «деконструктивизм» и не понимаете, как он применим в моде, то выше вы прочитали пример контрастного сопоставления моды до и после влияния на нее деконструктивизма.

Почему сегодня мы можем говорить о моде в контексте науки?

История моды и костюма — огромный пласт культуры, который способен рассказать об обществе не меньше, чем фольклор или, например, живописное наследие. Одежда — это не только прагматизм и эстетика, это настоящий культурный код. Потому изучение этой сферы способно обогатить наши знания о человеке.

Тема исследования Елизаветы — «Деконструкция и новаторские принципы моделирования в экспериментальной моде». Что это и причем здесь дерридарианская теория деконструкции?

Я изучаю экспериментальный модный дизайн и возможности интерпретации его методологии сквозь призму дерридарианской теории деконструкции. Простыми словами, деконструкция — это разрушение парадигм мировоззрения и критика языка как инструмента познания. Тема может показаться неоднозначной ввиду дисциплинарного разрыва. Тем не менее, она перспективна для развития теории моды и выработки единой системы изучения новейших фэшн-практик, исток которых находится в творчестве дизайнеров-деконструктивистов. Экспериментальная мода — это то, что в конвенциональном смысле модой не является, это игра с традицией, её негация.

Я исследовала ранние коллекции модельера Мартина Маржелы. Их визуальная составляющая основана на принципе инверсии, она транслирует идеи в русле постмодернистской мысли. Почему я рассматривала работы именно этого автора? Творчество Маржелы — абсолютизация, даже, в некотором смысле, радикализация принципов деконструктивизма в моде. Его работы были максимально показательны для защиты тезисов. Торжество анти-моды — вот что манифестирует творчество бельгийского дизайнера, который отрицает не только традиционную эстетику костюма, но и догмы всей индустрии моды.

Почему ты выбрала такую тему и чем деконструктивизм отличается от других течений моды?

Мне любопытна постмодернистская философия, в частности специализирующаяся на критике языка. А еще мне нравятся междисциплинарные исследования, в которых сопрягаются разные области знания. Так, теоретик моды Эллисон Гилл предложила идею возможности прочтения модного деконструктивизма через концепцию Дерриды. Углубившись в тему, я решила попробовать провести самостоятельный анализ.

Кардинальное отличие деконструктивизма от других течений — в том, что деконструктивизм — это не модное течение. Это, скорее, про анти-моду — оппозицию привычным стандартам и канонам внутри сферы.

Какие стереотипы в сфере моды разрушает деконструктивизм? Придерживаешься ли ты подобного стиля в одежде?

Деконструктивизм отказывается от стандартов, стирает границы между мужским и женским гардеробом. Он нивелирует образы «идеального» тела, его пропорций, формируя представления о новой свободной телесности. Деконструктивизм идёт вразрез с тенденциями, существующими в моде, он переосмысляет привычные атрибуты гардероба и методы работы с изделиями. Более того, Маржела отрицает и правила индустрии: его показы — не традиционное светское мероприятие, а настоящий перформанс.

Для меня деконструктивизм, скорее, идеальный объект. Хотя в наше время все мы в той или иной степени являемся апологетами деконструктивизма, порой того не замечая: рваная джинса, безразмерные свитера и унисекс — вещи деконструктивистского порядка.

Почему ты решила поучаствовать в форуме?

Заявку отправила по совету Юлии Алексеевны Кирсановой — преподавателя кафедры теории и истории культуры. Очень благодарна! Чувство ответственности победило неуверенность в своих силах, чему я, признаюсь, очень рада.

Насколько я знаю, всего на конкурс было отправлено более 3400 работ. Все исследования проходили научную экспертизу и оценивались независимым жюри. По результатам проверки верхние 10% рейтинга вышли в финал для устного представления работы на форуме в Новосибирске.

Стоит признаться, у меня пока нет ни научных публикаций, ни опыта участия в конференциях и конкурсах. Виной тому моя нерешительность и перфекционизм. Сейчас стараюсь наверстать упущенное. Недавно отправила на конкурс статью, посвященную анализу творчества японского модельера Рей Кавакубо.Я рада, что началом этой стези неожиданно стал форум. Получается движение наоборот: от многостраничного исследования — к статьям.

Оказаться в списке финалистов было неожиданно, отчего градус положительных эмоций ещё выше! Форум совсем скоро, поэтому готовлюсь, готовлюсь и ещё раз готовлюсь!

Новости
Все новости
Наука
8 мая
Инженер-гидролог и учёный агро- и зоометеоролог – боевой и научный путь Александра Конторщикова

В преддверии Дня Победы делимся историями фронтовиков, которые после Великой Отечественной войны участвовали в создании Университета дружбы народов и воспитывали новое поколение студентов.

Наука
8 мая
Боевой и научный путь блестящего юриста, заслуженного деятеля Республики Татарстан, профессора Бориса Волкова (1921–2004)

Продолжаем делиться историями фронтовиков, которые создавали Университет дружбы народов. В преддверии Дня Победы — история юриста, который получил тяжелое ранение, 30 лет проработал в родном Татарстане, а Университету дружбы народов посвятил свои «серебряные» годы.

Наука
3 мая
Командир танка и профессор РУДН – боевой и научный путь Владимира Кудинова

В преддверии Дня Победы делимся историями фронтовиков, которые после Великой Отечественной войны участвовали в создании Университета дружбы народов и воспитывали новое поколение студентов.