В Арктику за розовым снегом: преподаватель РУДН Надежда Сачивкина об экспедиции к высоким широтам

В Арктику за розовым снегом: преподаватель РУДН Надежда Сачивкина об экспедиции к высоким широтам

Научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет — 2022: меняющаяся Арктика» проходила с 24 июня по 11 июля в высокоширотной Арктике. На борту исследовательского судна была Надежда Сачивкина, кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии им В.С. Киктенко медицинского института РУДН. На судне «Профессор Молчанов» она прошла маршруты известных путешественников, обследовала малоизученные территории и нашла водоросль, которая может дать начало новым антибиотикам. Об экспедиции, целях на борту и за его пределами, бытовых ограничениях и суровой романтике Арктики — в интервью с Надеждой.

Надежда, как вы узнали о конкурсе?

На официальном сайте Русского географического общества (РГО) я увидела новость, что в экспедиционную группу Арктического плавучего университета — 2022 набирают исследователей, в том числе и микробиологов. Для этого необходимо представить проект, который можно было бы осуществить в Арктике. Я понимала, что такие места просто так не достаются и на них огромный ажиотаж. Когда отправила заявку, честно говоря, не рассчитывала на выигрыш. Эйфория пришла, когда организаторы прислали письмо с одобрением моей кандидатуры.

 

Вы ветврач по образованию, в РУДН преподаете микробиологию. Откуда интерес к исследованиям в области высоких широт?

Экспедиция в Арктику — давняя моя мечта. Мысль о том, что я могу туда попасть — просто заворожила. Тогда подумала: интересная идея — связать микробиологию с Арктикой.

На кафедре мы готовили методичку по физиологии микроорганизмов и описывали психрофилов — микроорганизмов, которые выдерживают холодные температуры. Там мы упомянули про одноклеточную розовую водоросль — хламидомонаду снежную. Она растет исключительно в многолетних снегах. Из нее можно выделить терпеноиды, которые помогут дать начало новым антибиотикам.

Увидеть такую водоросль в Арктике удается не всегда. И когда организаторы принимали решение о моем участии, они предупредили, что когда-то видели эту водоросль — снег был розового цвета, но возможно в эту экспедицию мы ее не найдем. На вопрос: «Готовы ли вы заниматься еще чем-то на корабле, помимо этого проекта?», я ответила: «Да, конечно! Если что, буду переобуваться на ходу».

Эмоции захлестнули, когда обнаружили главную цель своего исследования?

Мы нашли водоросль в каньоне рядом с мысом Иванова на южной стороне снежника. Это не захлестнуло. Одно дело найти, а другое — действительно что-то сделать. Главное, получить результат. Тогда, возможно, придет эйфория.

Маршрут экспедиции: Архангельск — океанографический разрез «мыс Желания — о. Сальм» — Русская гавань — Ледяная гавань — бухта Мурманца — мыс Желания — Большие Оранские острова — залив Иванова — п. Варнек (о. Вайгач) — океанографический разрез «Печорское море» — Архангельск.

Расскажите об участниках экспедиции. Кто был с вами?

Команда энтузиастов. Во-первых, это студенты — светлые умы, отобранные из лучших университетов страны. Они также прошли конкурс и в экспедиции помогали преподавательскому составу. Были также экологи, гидрологи, океанологи, географы и многие другие специалисты.

Благодаря экспедиции я познакомилась с людьми, с которыми в обычной жизни, к сожалению, вряд ли пересеклась бы. В нашей команде было три микробиолога. Коллега из МГУ занимался поиском бактериофагов, а из Института экспериментальной медицины, г. Санкт-Петербург — поиском некультивируемых бактерий, которые можно при определенных условиях культивировать. Какие это условия — знает только он и его лаборатория. Они сделали некое «ноу-хау» и для этого им нужны образцы из Арктики и Антарктики. Поэтому после этой экспедиции у него уже была утверждена поездка в Антарктику.

А у вас не возникло желание замахнуться на Антарктику?

Желание — есть, но как это сочетать с семьей? У меня двое детей. Изначально эта поездка предполагалась на две недели и я долго уговаривала своих родных присмотреть за детьми. А когда это переросло в три — договариваться стало еще сложнее, к тому же обратный билет был с открытой датой, поскольку из-за погодных условий мы можем задержаться. Конечно, семья меня поддержала, но я понимаю, что такую роскошь, как поездка на 5 месяцев в Антарктику, я себе не смогу позволить. Да и не женское это дело, на мой взгляд. Мой коллега — мужчина и у него есть тыл в виде жены, которая присмотрит за детьми, поэтому он едет.

Кроме поисков розового снега, что в экспедиции делали?

Я читала курс общей микробиологии для студентов. В качестве учебно-вспомогательных материалов везла с коробочку с чашками Петри, спиртовую горелку и примеры питательных сред. Чтобы занятия проходили интересно, сочетала устную часть с каким-то «экшеном».

Вообще, лекции — интересная часть экспедиции. И если я совсем не зеленела от качки — находила в себе силы и с удовольствием ходила на лекции своих коллег по истории, археологии, экологии. Очень запомнились лекции Максима Червякова, заведующего кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского государственного университета — он рассказывал о происхождении облаков.

С какими сложностями пришлось столкнуться?

Самая большая трудность — физиологическая. Мои лекции пришлись на первую неделю экспедиции и читались они сразу после завтрака. Корабль не слишком большой и его качало довольно сильно.

Первую неделю я с трудом передвигалась. Демонстрационный материал тоже ездил по столу влево- вправо. И после приема пищи глаза сами по себе закрываются. Ладно я, когда рассказываю — я в действии и стою. Но аудитория сидит, слушает, и как бы ни было интересно — они укачиваются. Влево-вправо — как в люльке. И так час. Вот и приходилось некоторыми действиями их встряхивать.

А что касается бытовых ограничений. Как справлялись?

Наши организаторы в какой-то момент решили проверить новеньких. Они сказали, что будет общий душ раз в неделю в определённые часы для мужчин и женщин в одном месте, поэтому берите с собой в Арктику купальники. Я взяла. И, конечно, он мне там не пригодился. А вот в прикол про туалет на палубе я почти поверила и еще подумала: «Как? Холодно же». Конечно, это тоже оказалось шуткой.

У меня была шикарная каюта на двух человек со своим санузлом и душем, и с видом на море. И это не была каюта ниже уровня воды, где смотришь в люк иллюминатора на проплывающую рыбку. На корабле есть даже комфортная сауна, в которую можно прийти в любое время.

«...Я вообще с детства лагерный ребенок, в хорошем смысле. Сначала ездила в пионерские лагеря, затем в оздоровительные. Будучи уже студенткой РУДН работала вожатой. А когда стала мамой, то с 6-летней дочкой поехала на биостанцию МГУ тоже в качестве вожатой»

Надежда Сачивкина
Кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии им В.С. Киктенко медицинского института РУДН

А как проходило свободное время?

Иногда ловлю себя на мысли, когда пролистываю фотографии из экспедиции, что мне там было очень комфортно. И, конечно, все зависит от окружения. Чтение лекций — это одно, а второе — это творческая деятельность. Мы и сценки ставили, и стихи читали, и под гитару пели — это были такие а-ля «костровые» вечера. У нас был даже квест по кораблю и посвящение в полярники.

Ваша цель в экспедиции достигнута?

Моя цель — посмотреть изнутри как выглядит такая экспедиция. И можем ли мы эту модель применить в стенах нашего университета. И я убедилась, что можем. У нас есть возможности для реализации самых невероятных проектов. Мы можем себе позволить взять в аренду судно и создать плавучий университет РУДН. Плавучий университет Северного (Арктического) федерального университета существует уже 10 лет. Он вместе с Росгидрометом арендует судно «Профессор Молчанов», распределяет бюджет экспедиции и находит спонсоров. И, конечно, это невероятная премия для студентов попасть на борт такого судна абсолютно бесплатно.

У меня в голове уже есть проект, как это все осуществить в РУДН. Есть на примете отличная база в Геленджике на продажу. Там может проходить и обучение студентов, научные практики, отдых детей сотрудников. С этой базы могут начинаться как пешие экспедиции, так и морские исследования. Там же можно проводить и круглые столы, конференции, бизнес-акселераторы. Участниками экспедиций могут стать отличники учебы и отличившееся студенты. Такая база будет востребована и для студентов АТИ и медицинского, экологического института и инженерной академии. По личному опыту знаю, подобные базы — биостанции МГУ, ни дня не простаивают без дела. А у нас их просто нет. Обучение через исследования — это тема, которая сейчас всеми принимается на «ура».

Фото: Илья Труфанов, участник экспедиции «Арктический плавучий Университет 2022»

Фото: Илья Труфанов, участник экспедиции «Арктический плавучий Университет 2022»

Новости
Все новости
Наука
23 мая
Спасти рядового таможенника: молодые учёные РУДН разрабатывают проект жетона-дозиметра радиации

Ежегодно в РУДН проходит конкурс научных студенческих работ «Совместный старт: сделаем науку вместе». Университет выделяет стипендии на проекты молодых ученых и объединений студентов. Все разработки практико-ориентированы и имеют потенциал дальнейшей коммерциализации.

Наука
20 мая
Командир взвода, роты, батальона, один из организаторов празднования двадцатилетия Победы в РУДН – боевой и научный путь Георгия Брючинского

Продолжаем делиться историями фронтовиков, которые создавали Университет дружбы народов. Георгий Николаевич Брючинский родился в 1917 году, в 1939 году окончил Ленинградскую лесотехническую академию, а в 1941-ом — основной факультет Ивановского военно-политического училища.

Наука
17 мая
В РУДН прошла конференция по международному космическому праву, приуроченная к 100-летию со дня рождения Геннадия Жукова

В РУДН впервые прошла международная научно-практическая конференция по космическому праву, посвященная 100-летию со дня рождения профессора Геннадия Жукова. В конференции приняли участие учёные из 12 стран — Аргентины, Беларуси, Бразилии, Германии, Греции, Индии, Ирана, Китая, Кот-д’Ивуара, Саудовской Аравии, Швеции и России.