В РУДН интеллектуальный ассистент будет помогать преподавателям на занятиях

В РУДН интеллектуальный ассистент будет помогать преподавателям на занятиях

В лаборатории искусственного интеллекта на факультете ИИ РУДН разработали программу виртуального ассистента на базе искусственного интеллекта. Цель разработки — улучшить образовательный процесс и снять нагрузку с преподавателя по подготовке дополнительных учебных материалов.

Интеллектуальный ассистент преподавателя проводит глубокий анализ материалов записанных лекций. На основе анализируемых данных он может создать конспект лекции и ключевых слов занятия, оценить эмоциональное состояние студентов, проанализировать динамику лекции и выявить наиболее сложные темы для аудитории.

Антон Поддубский
декан факультета искусственного интеллекта РУДН

Алгоритм работы программы выглядит следующим образом:

  • Первый этап включает использование нейросетевой модели для обработки аудиозаписи: разделения звука на временные отрезки (тишина, речь преподавателя, речь студентов). Это позволяет построить хронологию занятия и проанализировать динамику произнесенных слогов за единицу времени.
  • Второй этап задействует глубокую текстовую модель для создания конспекта, контрольных вопросов и структуры «дерева знаний».
  • Дополнительно проводится лингвистический анализ текста, в ходе которого выявляется частотность использования ключевых слов и стоп-слов.
  • Анализ эмоционального состояния студентов выполняется как дополнение к первому этапу алгоритма. После выделения временных отрезков, в которых говорят студенты, к этим данным применяются классификационные модели, определяющие эмоциональную окраску высказываний.

Программа уже показала высокую эффективность. Текстовая модель успешно создает конспекты лекций по гуманитарным и точным наукам, выделяет подтемы занятий и основные тезисы. Время обработки полуторачасовой лекции — всего 3 минуты, этот показатель значительно выше существующих аналогов. Также во время тестирования ассистента мы выявили, что во время дистанционных занятий доля времени тишины значительно выше, чем на очных занятиях. Это указывает на снижение эффективности дистанционного формата обучения/

Антон Поддубский
декан факультета искусственного интеллекта РУДН

В ближайшее время в программу планируется добавление функции генерации 5-10 минутного подкаста, в котором два человека обсуждают материалы лекции.

Студенты тоже используют ИИ в учебе. Не случится ли так, что однажды два ИИ будут общаться между собой? Рассказывает Резаиан Наим, заведующий лабораторией искусственного интеллекта ФИИ РУДН.

В последние годы генеративные модели развиваются стремительно. Почти каждую неделю мы слышим о запуске новых инструментов, интегрированных в том числе и в образовательный процесс.

Технологии искусственного интеллекта — инструменты, которые человек сам создал себе в помощь. Опасность появляется тогда, когда ИИ заменяет процесс мышления, а не помогает его развивать. Использование ИИ не отменяет того, что студент должен обладать определенными знаниями, т.к. верификация результатов деятельности генеративной модели остается за человеком.

К тому же, сегодня у всех генеративных моделей наблюдаются «иллюзии» в мире искусственного интеллекта, это называется проблемой галлюцинации генеративной модели. Без вмешательства человеческого интеллекта мы не сможем оценить и дифференцировать результаты, полученные с помощью искусственного интеллекта.

Новости
Все новости
Наука
17 июня
ЦУР – стратегический ориентир для ученых РУДН

В мастерской управления «Сенеж» завершился четвертый модуль программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования. Единственный участник от РУДН — Александр Леонидович Чупин, кандидат экономических наук, заместитель декана по научной работе экономического факультета. Основная цель программы — обучение управленческим навыкам молодых ученых, которые уже добились значительных успехов в научной и образовательной деятельности.

Наука
10 июня
Учёный РУДН: Африка делает ставку на малые модульные реакторы для решения энергетических проблем

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), потребление электроэнергии в Африке за последние два года (2020–2022) выросло более чем на 100%. Однако 74,9% этой энергии по-прежнему производится за счет сжигания органического топлива — природного газа, угля и нефти. При этом уровень электрификации на континенте остается крайне низким — всего 24%, тогда как в других развивающихся странах он достигает 40%. Даже в подключенных к сети районах электроснабжение часто ненадежно: промышленные предприятия теряют энергию в среднем 56 дней в году.

Наука
9 июня
Исследование ученых РУДН взяло «серебро» на конгрессе по фармакотерапии

В Москве прошёл III Российский конгресс «Безопасность фармакотерапии 360°: Noli nocere!» Мероприятие посвящено актуальным вопросам лекарственной безопасности, фармаконадзора и персонализированной медицины.