В РУДН интеллектуальный ассистент будет помогать преподавателям на занятиях
В лаборатории искусственного интеллекта на факультете ИИ РУДН разработали программу виртуального ассистента на базе искусственного интеллекта. Цель разработки — улучшить образовательный процесс и снять нагрузку с преподавателя по подготовке дополнительных учебных материалов.
Интеллектуальный ассистент преподавателя проводит глубокий анализ материалов записанных лекций. На основе анализируемых данных он может создать конспект лекции и ключевых слов занятия, оценить эмоциональное состояние студентов, проанализировать динамику лекции и выявить наиболее сложные темы для аудитории.
Алгоритм работы программы выглядит следующим образом:
- Первый этап включает использование нейросетевой модели для обработки аудиозаписи: разделения звука на временные отрезки (тишина, речь преподавателя, речь студентов). Это позволяет построить хронологию занятия и проанализировать динамику произнесенных слогов за единицу времени.
- Второй этап задействует глубокую текстовую модель для создания конспекта, контрольных вопросов и структуры «дерева знаний».
- Дополнительно проводится лингвистический анализ текста, в ходе которого выявляется частотность использования ключевых слов и стоп-слов.
- Анализ эмоционального состояния студентов выполняется как дополнение к первому этапу алгоритма. После выделения временных отрезков, в которых говорят студенты, к этим данным применяются классификационные модели, определяющие эмоциональную окраску высказываний.
Программа уже показала высокую эффективность. Текстовая модель успешно создает конспекты лекций по гуманитарным и точным наукам, выделяет подтемы занятий и основные тезисы. Время обработки полуторачасовой лекции — всего 3 минуты, этот показатель значительно выше существующих аналогов. Также во время тестирования ассистента мы выявили, что во время дистанционных занятий доля времени тишины значительно выше, чем на очных занятиях. Это указывает на снижение эффективности дистанционного формата обучения/
В ближайшее время в программу планируется добавление функции генерации
Студенты тоже используют ИИ в учебе. Не случится ли так, что однажды два ИИ будут общаться между собой? Рассказывает Резаиан Наим, заведующий лабораторией искусственного интеллекта ФИИ РУДН.
В последние годы генеративные модели развиваются стремительно. Почти каждую неделю мы слышим о запуске новых инструментов, интегрированных в том числе и в образовательный процесс.
Технологии искусственного интеллекта — инструменты, которые человек сам создал себе в помощь. Опасность появляется тогда, когда ИИ заменяет процесс мышления, а не помогает его развивать. Использование ИИ не отменяет того, что студент должен обладать определенными знаниями, т.к. верификация результатов деятельности генеративной модели остается за человеком.
К тому же, сегодня у всех генеративных моделей наблюдаются «иллюзии» в мире искусственного интеллекта, это называется проблемой галлюцинации генеративной модели. Без вмешательства человеческого интеллекта мы не сможем оценить и дифференцировать результаты, полученные с помощью искусственного интеллекта.
В РУДН прошла XXVII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы глобальной экономики». В конференции приняли участие более 500 экспертов из 15 ведущих вузов, в том числе из Бразилии, Китая, Турции и ЮАР. Фокус встречи — сотрудничество стран Большой Евразии, взаимодействие на пространстве СНГ и ЕАЭС, а также цифровизация и деглобализация в контексте становления многополярного мира.
Сегодня диагностика и планирование лечения у ортодонтов занимает несколько дней. Также во время лечения могут возникнуть осложнения, которые замедляют процесс выздоровления пациента. Например, неправильное планирование ортодонтического лечения может привести к заболеваниям височно-нижнечелюстного сустава.
В РУДН прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Политические науки и наследие Великой Победы: уроки истории и современные вызовы», посвященная 80-летию победы в Великой Отечественной войне.