Иностранные студенты в вузах России: стратегии привлечения, приема и адаптации

Иностранные студенты в вузах России: стратегии привлечения, приема и адаптации

27 октября состоялась научно-практическая конференция «Иностранные студенты в вузах РФ: стратегии привлечения, приема и адаптации», в которой приняли участие российские и международные ведущие эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Новой Зеландии, США и Китая.

Широкое представительство экспертов позволило участникам конференции всесторонне рассмотреть и обсудить актуальные вопросы интернационализации науки и образования, стратегии привлечения и адаптации иностранных студентах в российских вузах, вовлечения и интеграции их в научно-образовательную и общественную жизнь университетов, а также основные направления рекламной и PR деятельности, обеспечивающие продвижение вузов на зарубежном рынке образовательных услуг. 

Пленарная сессия началась с торжественной церемонии открытия. Участников научно-практической конференции приветствовал Дмитрий Арсеньев — проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, который провел презентацию СПбПУ и обозначил ключевую тему дискуссии: перспективы развития интернационализации высшего образования России. 

Лариса Ефремова — проректор по международной деятельности РУДН акцентировала внимание на существующих конкурентных стратегиях мировых лидеров экспорта образования. По мнению эксперта экспорт образования следует рассматривать как отрасль, которая приносит экономике страны серьезные доходы, и это действенный инструмент утверждения политического лидерства страны. Ключевой фактор роста объема продаж международных образовательных программ вузов как экспортного товара — наличие сформированной государственной политики в этой сфере. 

«Статистика свидетельствует, что 80% стран (158 из 198) по состоянию на 2020 год не имели национальной стратегии интернационализации высшего образования и только 11% стран (22 страны) имели официальную стратегию интернационализации образования. Почти все существующие стратегии были опубликованы за последние 10 лет, большинство из которых — за последние 5-6 лет. Из 22 стран с национальной стратегией интернационализации высшего образования 14 расположены в Европе, 5 — в Азии. Развитие экспорта образовательных услуг в России, несмотря на отсутствие единого стратегического документа, нашло свое отражение в различных государственных и ведомственных программных документах. Одним из них является запущенный в 2012 году государственный проект 5-100, нацеленный на адаптацию российских университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду», — Лариса Ефремова. 

Проводя анализ зарубежных стратегий привлечения иностранных студентов проректор РУДН предостерегла российские вузы от прямого копирования опыта вузов зарубежных стран, процитировав директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Ханса де Вита: «Развивающимся странам не стоит копировать парадигмы приема в вузы у стран с высоким уровнем дохода, уделять много внимания репутации и брендингу по типу вузов таких стран. Так можно упустить из виду то, что является приемлемым, специфичным и уникальным для собственных условий». 

Об основных тенденциях международной академической мобильности в Санкт-Петербурге рассказал Юрий Снисаренко — представитель Комитета по науке и высшей школе (КНВШ) Правительства Санкт-Петербурга, директор «Фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности», руководитель проекта STUDYINSPB.

«В Санкт-Петербурге сейчас обучается более 33 тысяч иностранных студентов (11%). Для примера — в Лондоне — 41% студентов иностранцев (118 тысяч человек), в Монреале практически каждый третий учащийся вуза приехал из-за границы. Доходы от иностранных студентов только в Лондоне составляют 6 млрд долларов ежегодно, а во всей Российской Федерации порядка 1,2 млрд долларов. России и Санкт-Петербургу есть еще куда стремиться», — Юрий Снисаренко.

Впечатляющим опытом организации международной академической мобильности в Санкт-Петербурге поделилась Анастасия Минина — проректор по международной деятельности «СПбГЭТУ ЛЭТИ». В числе эффективных кейсов интернационализации образования Анастасия Минина привела пример проведения международного конкурса молодых архитекторов «ЛЭТИ — академическая среда будущего», который объединил креативных дизайнеров, архитекторов, студентов и профессионалов из 18 вузов Росси и из-за рубежа. 

Мария Врублевская — начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбПУ рассказала о роли программы 5-100 в развитии экспорта образовании, а также об уроках проекта 5-100, которые необходимо усвоить при реализации проекта Приоритет-2030. Эксперт отметила, что проект 5-100 сыграл значительную роль в повышении видимости и значимости российского высшего образования и науки в глобальном академическом пространстве. Университеты активно внедряли в образовательный процесс современные образовательные технологии, взаимодействовали с работодателями по вопросам трудоустройства иностранных выпускников, привлекали иностранных молодых ученых и талантливых абитуриентов. С начала реализации проекта доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах российских вузов увеличилась в два раза. Вместе с тем предпринятых мер в рамках реализации проекта 5-100 оказалось недостаточно для усиления глобальной международной конкурентоспособности российских университетов и национальной образовательной системы РФ в целом. Основные причины, по мнению спикера — слабая законодательная база, недостаточное развитие квалификационных и компетентностных характеристик кадрового состава российских вузов и низкий уровень развития онлайн обучения. Только 6 из 21 вуза, участников проекта 5-100, разместили свои онлайн-курсы на платформах Coursera, менее ¼ курсов переведено на английский язык у лидеров технического образования в России. 

О том, какие меры необходимо предпринять для увеличения экспортного потенциала российской высшей школы и какие специальности наиболее востребованы среди иностранных студентов, рассказал Авбакар Нуцалов — генеральный директор организации «РАКУС», выступая перед участниками научно-практической конференции с докладом «Бренд „Обучение в России“ глазами российских и иностранных рекрутинговых компаний. Ситуация на рынке, взгляд со стороны, новые технологии и перспективы — 2022».


После пленарного заседания работа научно-практической конференции продолжилась на трех дискуссионных площадках. В рамках первой дискуссионной площадки «Современные механизмы продвижения вуза и рекрутмента иностранных студентов» спикеры представили как конкретные лайфхаки интернет-маркетинга по привлечению иностранных абитуриентов, так и глобальные обзоры текущей ситуации в контексте мировых вызовов. 

На полях второй дискуссионной площадки эксперты обсудили вопросы пребывания иностранных студентов в российских университетах, включая вопросы приема в условиях пандемии короновируса, специфику адаптации иностранных студентов и их интеграцию в научно-образовательную и общественную деятельность вуза. 

Отдельная секция была посвящена вопросам создания нового пространства виртуальной коммуникации. Ведущие российские эксперты в области экспорта образования рассмотрели вопросы проведения летних и зимних школ как универсального инструмента привлечения талантливых иностранных абитуриентов в российские вузы. Особое внимание участники секции уделили выстраиванию стратегии взаимодействия и формированию партнерской сети.

Справочно 

Мероприятие проходило в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в рамках договора между РАНХиГС и РУДН на выполнение работ по теме «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций».

Организаторы конференции: Российский университет дружбы народов и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Теги: Приоритет-2030 стратпроекты