Российские и зарубежные ученые обсудили мировые тренды и лучшие стратегии экспорта образования

Российские и зарубежные ученые обсудили мировые тренды и лучшие стратегии экспорта образования

25 октября в Белгороде прошла международная научно-практическая конференция «Развитие международных технологий и механизмов взаимодействия российских и зарубежных образовательных, научных и общественных организаций в современных условиях экспорта образования». 

Конференция была организована Российским университетом дружбы народов и Белгородским государственным аграрным университетом имени В.Я. Горина и стала международной деловой площадкой для обсуждения таких актуальных тем, как: влияние пандемии на развитие международного научного сотрудничества, участие в международных грантах в условиях новой цифровой реальности, организация практик для иностранных студентов, а также развитие студенческой академической мобильности. 

В рамках пленарного заседания и трех панельных дискуссий представители федеральных и региональных министерств и ведомств, городские власти, ректоры, сотрудники международных служб вузов, преподаватели и студенты внесли предложения по встраиванию российских университетов в мировую научную и образовательную повестку в условиях новой цифровой реальности. 

Открыл конференцию ректор Белгородского государственного аграрного университета Станислав Алейник. В своем выступлении он охарактеризовал текущее состояние международной деятельности университета и перспективы наращивания его экспортного потенциала.

«В университете накоплен значительный опыт подготовки кадров всех уровней аграрного образования. Образовательный процесс организован на 6 факультетах. В текущем году в университете обучается более 8 тысяч человек. За годы существования университет выпустил более 30 тысяч студентов. Более 80% выпускников Белгородского государственного аграрного университета работают по специальности. С 2019 года аграрный университет является ключевым участником международного научно-образовательного центра мирового уровня „Инновационные решения в АПК“. Международная деятельность университета в области науки и образования ведется в рамках 39 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. В текущем году в университете обучается около 500 иностранных студента из 26 стран мира», — Станислав Алейник.

С приветственным словом к участникам конференции обратился статс-секретарь — заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко.

«Реалии нашей жизни таковы, что вопрос выработки механизмов взаимодействия российских и зарубежных образовательных организаций актуализируются с каждым днем все больше и больше. В этой связи данная дискуссионная площадка стала местом встречи самых активных и прогрессивных экспертов со всего мира, у которых есть свое уникальное видение экспорта образования, свои предложения по наиболее актуальным вопросам продвижения российских университетов в мировое образовательное пространство», — Петр Кучеренко.

Заместитель директора Департамента образования, научно-технологической политики и рыбохозяйственного комплекса Министерства сельского хозяйства РФ Станислав Дядичев обращаясь к участникам встречи акцентировал внимание на цифровой трансформации аграрного образования.

«За последние годы российский АПК стал крупнейшим потребителем инноваций. В агробизнесе сегодня активно внедряются различные цифровые технологии, ведется модернизация аграрного образования, аграрной науки. В российских аграрных вузах есть и передовые научные идеи, и высококвалифицированные кадры для реализации самых смелых решений. Сегодня перед российскими вузами поставлена задача привлечения в науку молодых ученых, а также модернизации материально-технической базы вузов на основе внедрения инновационных технологий. Началась активная фаза цифровизации аграрного образования. Экспорт образования может и должен помочь в реализации всех этих задач и целей», — Станислав Дядичев.

Об основных направлениях в сфере международного сотрудничества рассказал вице-президент Университета прикладных наук Вайенштефан (Германия) Ральф Шлаудерер. Спикер выделил три важных направления в рамках международного сотрудничества университетов. По мнению вице-президента, основным направлением в международном сотрудничестве является мотивация. Вторым направлением являются условия для сотрудничества, то есть возможность участия университетов в совместных конкурсах и проектах. Пандемия короновируса сильно изменила условия для сотрудничества. В этой связи очень важно, по мнению эксперта, адаптироваться в новых обстоятельствах. Мы должны выработать стратегии взаимодействия не только на ближайшие годы, но и на ближайшие 20 лет. 

С докладом «Развитие международного научно-технического сотрудничества в аграрной сфере России в контексте перехода к АПК 4.0.» выступил проректор по научной работе и инновациям Белгородского государственного аграрного университета Андрей Дорофеев. Автор доклада отметил, что традиционная модель агропромышленного производства претерпевает в настоящее время фундаментальную трансформацию. Согласно материалам ФАО к 2050 году мир должен производить на 70% больше продовольствия, потребляя при этом меньше энергии, удобрений, пестицидов. Современные мировые продовольственные системы выходят на принципиально новый этап технологического развития, который получил название «Сельское хозяйство 4.0» и основан на внедрении «умных» решений. Парадигма развития глобального АПК в горизонте ближайшего десятилетия будет определяться в том числе и формированием новой модели аграрного образования и науки, соответствующей ключевым глобальным вызовам и ориентированным на быструю адаптацию к новым условиям. 

О мегатрендах экспорта образования и стратегии привлечения иностранных студентов в вузы Российской Федерации рассказала проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. В своем докладе эксперт отметила, что стратегия интернационализации высшего образования это новое явление для всего мира.

«Основой интернационализации всегда является стратегия экспорта образования. Как итог, экспорт образования применяется в качестве инструмента „мягкой силы“, влияния государства и служит существенной статьей дохода образовательной организации. При этом 80% стран по состоянию на 2020 год не имели национальной стратегии интернационализации высшего образования. Почти все существующие стратегии были опубликованы за последние 10 лет, большинство из которых — за последние 5-6 лет», — Лариса Ефремова.

Ключевыми трендами экспорта образования, по мнению проректора РУДН, являются высокие темпы международной образовательной миграции, увеличение количества партнерских организаций за рубежом — вузов, компаний, научных центров. В РУДН применяется кластерный подход к развитию трансграничного сотрудничества, отметила спикер. Следующим глобальным трендом является развитие цифровых образовательных технологий. В условиях пандемии коронавируса важным условием привлечения иностранных студентов из зарубежных стран является проведение онлайн мероприятий посредством выставок и олимпиад. Еще одним важным мегатрендом является расширение присутствия вуза в международных образовательных рейтингах, что способствует узнаваемости бренда университета на международных образовательных площадках. 

Опытом иорданских университетов в реализации онлайн обучения в период пандемии поделился ректор университета Жадара в Иордании Мохаммед Талиб Мефлех Обайдат.

«Пандемия коронавируса произвела революцию в системе дистанционного обучения, и эта революция заставила нас гордиться нашими преподавателями и студентами. Сегодня все университеты в Иордании работают в офлайн режиме, соблюдая рекомендованные меры санитарной безопасности. При инфицировании более 10 человек университеты Иордании переходят с офлайн обучения в дистанционный формат. Для работы в дистанционном формате в университете создана уникальная система дистанционного обучения. Эта система основана на продуктах Microsoft», — рассказал ректор университета Жадара. 

О реализации проекта «Единая карта гражданина стран Евразии» рассказал директор Центра смарт-технологий и искусственного интеллекта Новосибирского государственного университета Игорь Болдырев. Эксперт подчеркнул, что единая карта гражданина стран Евразии создана при поддержке Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» и открывает иностранным гражданам доступ к государственным и коммерческим сервисам.

«Это одновременно банковская и скидочная карта, проездной, возможность получать патенты на работу, и даже записываться к врачу», — Игорь Болдырев.

С докладом «Реализация совместных сетевых программ как новая форма сотрудничества университетов России и Киргизии в области образования» выступил ректор Кыргызского национального аграрного университета имени К.И.Скрябина Рысбек Нургазиев. В своем докладе он затронул вопросы подготовки кадров для наукоемких отраслей АПК, цифровизации и информатизации вузов, развития академической мобильности, создания совместных образовательных программ и научных проектов.

После пленарного заседания работа научно-практической конференции продолжилась на трех дискуссионных площадках: 

  • «Создание научной инновационной среды как фактор привлекательности российского образования в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования»; 
  • «Системный подход в организации международного сотрудничества по привлечению иностранных обучающихся в российские образовательные организации: опыт, проблемы, пути решения»; 
  • «Образовательная деятельность российских и зарубежных вузов в современных условиях экспорта образования: проблемы и пути их решения».

В ходе работы дискуссионных площадок участники события смогли точечно обсудить острые актуальные вопросы, связанные с позиционированием научных брендов и образовательных программ российских университетов в условиях новой цифровой реальности, представить успешные практики и механизмы международного сотрудничества, рассказать об общих проблемах и барьерах, рассмотреть возможности кооперации.

Справочно

Напомним, что международная научно-практическая конференция проводилась в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования» в целях реализации условий Договора на выполнение работ от 14.11.2019 г. № 132/08-19 с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» на выполнение работ по теме: «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций».

Теги: Приоритет-2030 стратпроекты