Скашивание травы вредит почве больше, чем выпас скота

При анализе образцов пастбищной почвы и косимого луга оказалось, что при выпасе скота в почву поступает больше углерода, чем при скашивании. Это приводит к более эффективному функционированию микроорганизмов и улучшает круговорот углерода.

Круговорот органического углерода в луговой почве во многом зависит от того, как ее использует человек — чаще всего это пастбища и косимые угодья. Обе практики приводят к нежелательному отторжению и удалению основных надземных частей растений. Однако неизвестно, какое использование почвы больше вредит биогеохимическому круговороту углерода — выпас скота или скашивание травы. Группа биологов с участием сотрудника РУДН проанализировала образцы почвы с экспериментального участка в районе Западной Франции, который использовали для выпаса скота или скашивали регулярно в течение 13 лет. С помощью масс-спектрометрии и газовой хроматографии биологи измерили количество органического углерода и других соединений, а также оценили активность микробов. Оказалось, что в почвах пастбищ содержится больше углерода, чем под косимым лугом. Биологи объяснили это тем, что в случае выпаса скота источники углерода более разнообразны и доступны — это помогает микроорганизмам функционировать эффективнее. Когда животные поедают траву, 50-70% «съеденного» углерода в течение нескольких дней возвращается в почву в виде экскрементов. Это приводит к более эффективному функционированию микроорганизмов и увеличивает запасы углерода в почве. На косимых лугах потерю питательных веществ приходится компенсировать минеральными удобрениями, стимулирующими ферментативную активность, поэтому органические соединения разлагаются быстрее. Это может отрицательно сказываться на состоянии окружающей среды.

«Мы выяснили, что выпас скота и скашивание луговой растительности по-разному влияют на биогеохимическое функционирование луговых почв. Несмотря на то, что обе системы в целом благоприятны для запасов органического углерода, умеренный выпас скота может оказаться предпочтительнее укоса травы, поскольку приводит к лучшему качеству почвы и более эффективному функционированию микроорганизмов», — Евгения Благодатская, ведущий научный сотрудник центра математического моделирования и проектирования устойчивых экосистем РУДН.

Результаты опубликованы в журнале Applied Soil Ecology.