Семинар «Теория познания Василия Сеземана»
26 марта в 14:00 по московскому времени
Цель: очертить особенности гносеологической концепции русского неокантианца В.Э. Сеземана.
Задачи: выделить основные линии рассуждений Сеземана относительно теории познания в сравнении с западными феноменологией и неокантианством.
Участники: Преподаватели, аспиранты, магистры и студенты РУДН, Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского.
Тезисы доклада:
Теория познания Василия Сеземана
В докладе будем представлена теория познания Василия Эмильевича Сеземана (1884–1963) в ее соотношении с основными направлениями философии начала ХХ в.: феноменологией и неокантианством. Теория познания Сеземана интересна сегодня тем, что, следуя традиции неокантианства, она во многом разделяет принципы и методы феноменологии, ставит гносеологические проблемы, не сформулированные в явном виде Гуссерлем, и предлагает решения, являющиеся актуальными сегодня. В статье выделяется общее тематическое поле, объединяющее феноменологию и неокантианство. Это поле задается исходной субъектно-объектной познавательной установкой, стремлением к выявлению условий возможности познания, признанием наличия неязыкового уровня познания. Двигаясь в этом едином теоретико-познавательном контексте начала ХХ в., Сеземан предлагает собственное решение следующих проблем: определение предмета познания, развитие метода интуиции в общем виде и в отношении усмотрения сущностей, различение предметной и непредметной установок и использование этого различения для описания разных типов познания, тематизация иррационального в познании, понимание суждения и его роли в окончательном формировании знания. Докладчик выделяет следующие основные моменты гносеологии Сеземана. Сеземан считает, что познанию действительности предшествует восприятие ее предметов. Сеземан расходится с неокантианцами, с точки зрения которых предметы познания формируются лишь в суждении, и солидаризируется с Гуссерлем, согласно учению которого мы воспринимаем окружающий мир уже предметно. Однако, в отличие от Гуссерля, Сеземан не признает познающего характера восприятия и утверждает, что познание начинается с рефлексивной фиксации предмета познания. Познание индивидуального предмета находит свое воплощение в суждении, в котором фиксируется отношение предмета с его окружением и/или предмет определяется как уникальное соединение всеобщих свойств. Автор показывает, что решение гносеологических вопросов неизбежно выводит Сеземана на онтологическую проблематику: проблему соотношения бытия разных типов, соотношение общего и индивидуального, объективного и субъективного.