«Оценка — не показатель способностей человека, а скорее характеристика его мотивации и уровня притязаний», — Марк Болдырев, 10-семестровый отличник
Марк — магистрант факультета гуманитарных и социальных наук. О том, как учиться на «отлично» пять лет подряд, зачем это нужно, почему выбрал французский язык и причем тут неудачная встреча с англичанами — в интервью.
Почему выбрал «Международные отношения»?
С детства меня интересовали история, география и иностранные языки. Я долго думал, как можно совместить их в одной профессии.
Когда окончил восьмой класс, я поехал в центр «Сириус» в Сочи, где месяц работал над проектом по контент-анализу в научно-образовательной программе «Международные отношения». Тогда я понял, что это оно.
С девятого класса я уже точно знал, что хочу поступать на «Международные отношения» или на близкое к ним направление. Так я попал на «Зарубежное регионоведение» в бакалавриате. Когда окончил бакалавриат, не был готов прощаться с родным университетом и поступил на «Международные отношения».
Работал по профессии?
Пока нет, но надеюсь на это в ближайшее время. Я был переводчиком с французского в Яндексе, а сейчас работаю во французской редакции телеканала RT. Каждый день использую языки, которым меня учили в РУДН. Особенно английский, который был для меня вторым иностранным. Я полноценно выучил его только в университете.
Ты хотел стать отличником 10 семестров с I курса?
Подсознательно я, конечно, хотел этого, но никогда не ставил такую цель. Это привело бы к лишнему волнению во время сессии или экзаменов, что часто заканчивается срывом «марафона» отличника.
Я знал многих людей, в том числе своих друзей, которые с первого курса стремились стать отличниками 10 семестров. Все они в какой-то момент выгорели и сорвались из-за своеобразной одержимости на этой задаче. Мне очень помогла физкультура в первом семестре на I курсе бакалавриата. Тогда я был максимально близок, чтобы завершить этот «марафон», даже не начав его. Смирился, что у меня будет четверка, но в итоге почти чудом все-таки заработал баллы на пятерку. После этого я решил жить моментом, хорошо учиться и не ставить Слет целью.
В то же время у меня есть знакомые среди
10-семестровых отличников — я знаю, что они тоже просто жили настоящим и стремились к большему, но без явных целей. И теперь мы здесь.
Зачем быть отличником?
Чаще всего это перфекционизм, но у каждого свои причины. У меня всегда были высокие амбиции. Мой девиз по жизни — ничего никогда не будет достаточно, поэтому надо работать больше, учиться усерднее, стремиться к абстрактному большему. И главное здесь не цель, а сам путь. Благодаря такому подходу я выиграл множество олимпиад в школьные годы, с их помощью уехал учиться в Москву из родного Таганрога, стал отличником в университете. Успехи здесь помогли мне найти хорошую работу, а в перспективе, я верю, это приведет меня к карьерному росту.
Быть отличником в учебе — быть перфекционистом во всем?
Для меня — абсолютно. Я перфекционист во всем: учеба, работа, порядок, пунктуальность.
Как относишься к троечникам?
Очень хорошо. И в школе, и в университете они были моими лучшими друзьями. Оценка — не показатель способностей человека, а скорее характеристика его мотивации и уровня притязаний, но не больше. К тому же, среда отличников довольно конкурентная, тогда как троечники проще и искреннее.
За какой предмет было тяжелее всего получить пятерку?
Труднее всего было первые полтора года, когда не совсем понимаешь, чем университет отличается от школы. А еще в этот период изобилие предметов, которые посещают много студентов — тяжело выделиться на их фоне, чтобы получить хорошую оценку.
Я до сих пор помню пары по социологии на I курсе, где было почти невозможно ответить первым среди 100 человек. На втором и третьем курсе привыкаешь к университетской жизни, предметы становятся более узкоспециализированными, а также постепенно зарабатываешь себе репутацию у преподавателей.
Ты соавтор нескольких научных статей. Как считаешь, для отличников учебы наука — неотъемлемая часть?
Хотелось бы сказать «Да», но ответом будет скорее «Нет». В научной деятельности много бюрократии, бумажной волокиты, поиск соавтора, журнала, очередь на публикацию... У меня уходило значительно меньше времени на написание статей, чем на дальнейшую работу с ними. Если бы этот процесс был легче, то и статей у студентов было бы больше. Тем не менее, научная деятельность — интересный и захватывающий процесс, который часто продолжает исследования, которые студенты проводят в своих курсовых и дипломных работах.
Пять лет ты исследуешь роль популистских движений во внутренней и внешней политике Западной Европы на примере разных стран. Почему решил углубиться именно в это направление?
Для меня всегда главным источником вдохновения была Франция, в том числе французская политика. В старшей школе я заинтересовался политикой Марин Ле Пен, ее партии «Национальное объединение», изучал причины ее успеха на выборах различного уровня.
Уже в университете я стал полноценно исследовать историю французского колониализма (в своей первой курсовой), империализма (во второй курсовой), правые популистские движения во Франции (в своей ВКР). Потом расширил свое исследования до других стран Европы, в первую очередь Швеции, Италии и Испании (уже в своей магистерской диссертации).
Почему из всех языков ты выбрал французский?
Это даже немного смешная история — я выбрал французский не благодаря, а вопреки. Будучи первоклассником, у меня был неприятный опыт общения с англичанами, который на все школьные годы отвернул меня от Англии и всего английского. Я знал азы истории и что Франция всегда была главным противником Англии, поэтому уже во втором классе убедил родителей взять первым иностранным языком французский. Очень быстро я влюбился в этот язык, выиграл множество олимпиад, получил диплом C1 и поступил в университет.
Только в РУДН я наконец выучил английский, а потом и испанский. Французский — вся моя жизнь. Я использую его почти ежедневно, потому что работаю во французской редакции телеканала RT. Мы пишем новости и истории, общаемся с носителями и друг с другом на французском языке.
А отдыхать успеваешь?
В последние месяцы найти время для отдыха все тяжелее, но все же возможно. Я всегда ставлю себе крайние рамки работы, которые нельзя переступать. Если у меня стоит — выбор пожертвовать сном или что-то не доделать — я лучше не доделаю работу.
Я стараюсь заранее планировать весь свой день, чтобы таких ситуаций в принципе не возникало. Нахожу время, чтобы посмотреть фильмы и сериалы, поиграть в интеллектуальные игры, такие как мафия. Я люблю театр и мюзиклы и хоть раз в месяц вместе с сестрой смотрю театральную новинку.
Порой приходится жертвовать чем-то ради учебы, но мой самый главный совет — никогда не отказывайте себе в капельке отдыха, иначе очень быстро выгорите и будет лишь хуже.
Куда в первую очередь отправишься, если выиграешь машину?
Домой, в Таганрог. Уже почти год не могу вырваться из Москвы из-за работы или учебы — хочу увидеться с семьей и отпраздновать такой успех.
Когда в первый раз оказываешься в РУДН, задаёшься вопросом — как в таком большом университете живут представители 160 стран? 160 культур, систем ценностей, традиций, взглядов на жизнь. Но все кажущиеся на первый взгляд различия уходят на второй план, когда слышишь, как студенты со всех континентов поют «Барыню», исполняют русские народные танцы или шутят так, как даже носители языка иногда пошутить не могут. В РУДН их объединяет русский язык.
Высшая школа управления РУДН совместно с НСО РУДН провели питчинг-сессию «StartUP&GO», приуроченную ко Дню предпринимателя. Студенты РУДН представили 12 проектов. Лучшие проекты планируется реализовать при поддержке компании «Cosmos Group», Штаба защиты бизнеса и Муниципалитетов Подмосковья.
В РУДН прошёл финал кейс-чемпионата «LinguaTech: диалог наук». Студенты филологического факультета, факультета искусственного интеллекта и факультета физико-математических и естественных наук объединились в команды, чтобы разработать цифровые проекты. Задача — придумать продукт, который поможет иностранным студентам изучать русский язык.