Фонетическая наглядность: филолог РУДН разработала пособие для иностранцев по изучению русского языка с помощью УЗИ
Иностранные студенты, изучающие русский язык, часто сталкиваются с серьезными трудностями в произношении. Основные сложности связаны с артикуляционной базой русского языка, которая значительно отличается от других языков.
«Например, противопоставление твердых и мягких согласных, звук [ы], звонкие шумные согласные, аффрикаты [ц] и [ч’], а также звуки [ж] и [ш] вызывают наибольшие затруднения. Эти ошибки могут привести к непониманию: так, слова «угол» и «уголь» звучат для носителей других языков почти одинаково. Традиционные методы обучения, например, наблюдение за губами и языком в зеркало, не всегда эффективны, так как не позволяют увидеть внутренние движения языка», — Светлана Дерябина, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета РУДН.
Филолог из РУДН разработала инновационное пособие для изучения русского языка с использованием видео УЗИ языка. Этот метод позволяет студентам в реальном времени наблюдать за работой языка при произнесении звуков и слогов. Записи УЗИ, сделанные с помощью программы Articulate Assistant Advanced, демонстрируют, как движется язык при артикуляции гласных и согласных звуков, особое внимание обращается на слоги с твердыми и мягкими согласными. Пособие помогает не только иностранным студентам, но и будущим преподавателям русского языка, позволяя им лучше понимать причины ошибок и эффективнее их исправлять.
Интересные факты:
- Твердые и мягкие согласные — самая распространенная проблема для иностранцев. Например, при произнесении твердых согласных язык отодвигается назад и вверх, а для мягких — вперед и вверх.
- Звук [ы] занимает второе место в рейтинге сложностей. Его правильное произношение требует особого положения языка, которое трудно освоить без наглядности.
- УЗИ-технологии впервые применяются для обучения фонетике русского языка, что открывает новые возможности для изучения артикуляции.
- Пособие уже показало хорошие результаты: студенты, работающие с ним, могут самостоятельно отрабатывать произношение, ориентируясь на визуальные подсказки.
Пособие отмечено «золотом» на салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед 2025».
В институте экологии уже 5 лет существует студенческий научно-популярный турклуб, открытый при НСО GreenLab. При поддержке преподавателей студенты организуют самостоятельные экспедиции — научно-исследовательские походы с выполнением поставленной научной задачи, а также научно-популярные и образовательные поездки.
Исследователи медицинского института РУДН и Городской поликлиники № 2 Москвы проанализировали, как пациенты после острого инфаркта миокарда соблюдают рекомендации по приёму двойной антитромбоцитарной терапии (ДАТТ) — комбинации ацетилсалициловой кислоты (АСК) и ингибитора P2Y12 (тикагрелор, клопидогрел или прасугрел). Работа отмечена I местом в Конкурсе научных работ молодых ученых в области лекарственной безопасности «ЛекБез 2025» на III Российском конгрессе «Безопасность фармакотерапии 360°: Noli nocere!»
Исследователи РУДН вместе с бельгийскими коллегами разработали новые химические соединения, которые могут блокировать образование бактериальных биоплёнок — плотных скоплений микробов, устойчивых к антибиотикам.