Медики РУДН обнаружили изменения аминокислотного баланса у детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство развития, которое проявляется в детском возрасте. Детям с СДВГ трудно сконцентрировать внимание и управлять импульсивностью. Известно, что СДВГ проявляется и на нейрохимическом уровне — например, нарушается работа нейромедиаторов дофамина и норадреналина. Однако до сих пор нет однозначных данных о том, как при СДВГ меняется баланс аминокислот, которые отвечают за работу мозга. Хотя при этом для лечения СДВГ часто применяют состоящие из аминокислот препараты. Ученые из Российского университета дружбы народов выяснили, чем отличается аминокислотный состав сыворотки крови у детей с СДВГ.
«Аминокислоты играют важную роль в развитии и функционировании мозга. В частности, хорошо известно, что некоторые аминокислоты или их предшественники участвуют в передаче нервных импульсов. Соответственно, нарушение метаболизма аминокислот приводит к значительным неврологическим расстройствам, особенно в детстве. Раскрытие потенциальных механизмов СДВГ, связанных с аминокислотным балансом, важно, чтобы улучшить наше понимание этого расстройства и дальнейшей разработки стратегий лечения», — рассказал доктор медицинских наук Анатолий Скальный, заведующий кафедрой медицинской элементологии РУДН.
В исследовании медиков приняли участие 102 ребенка в возрасте от 7 до 14 лет. У 71 из них диагностирован СДВГ, остальные участники эксперимента были нейротипичные, то есть без диагностированных расстройств. Уровень аминокислот в сыворотке крови измеряли с помощью жидкостной хроматографии. Затем полученные данные у детей с СДВГ и нейротипичных сравнили статистическими методами.
Оказалось, что аминокислотный состав сыворотки крови у детей с СДВГ отличается от нейротипичных детей. Уровни гистидина, глутамина и пролина оказались ниже на 29%, 10% и 20% соответственно. Аспарагиновой кислоты и глутамата оказалось больше на 7%, гидроксипролина — на 42%. Соответственно, соотношение глутамина к глутамату у детей с СДВГ меньше на 28% по сравнению с нормой, а соотношение пролина к гидпроксипролину — на 29%. Первое соотношение служит одним из индикаторов передачи нервных импульсов, а второе может быть маркером нарушений обмена коллагена и работы соединительной ткани. Связанные с этим заболевания иногда считаются сопутствующими СДВГ.
«Обнаруженные изменения в уровнях и соотношениях пролина к гидроксипролину и глутамина к глутамату, вероятно, связаны с сопутствующей патологией соединительной ткани и изменениями в нейротрансмиссии при СДВГ. Однако для детального изучения механизмов, которые связывают метаболизм аминокислот с патогенезом СДВГ, необходимы дальнейшие исследования in vivo и in vitro», — прокомментировал Анатолий Скальный.
Исследование опубликовано в журнале Biomedical Reports.
Представьте себе мир, где у каждого есть достаточно еды, чистая вода, доступ к образованию и достойная работа. Мир, где берегут природу и заботятся о будущем нашей планеты. Это и есть цели устойчивого развития — построить устойчивое будущее для всех! Для этого Организация Объединенных Наций (ООН) в 2015 году определила 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). ЦУР — это глобальный план, который помогает странам и людям вместе двигаться к лучшему будущему. К нему присоединились 193 государства-члена ООН.
Исследователи факультета искусственного интеллекта РУДН провели масштабное исследование, которое раскрыло системные ошибки больших языковых моделей (LLM) при диагностике депрессии по тексту. Эта работа, выполненная совместно с коллегами из AIRI, ФИЦ ИУ РАН, ИСП РАН, МФТИ и MBZUAI, не только выявляет проблему, но и закладывает основу для создания более надёжных и безопасных инструментов для детектирования депрессии и тревожности.
В РУДН состоялась первая научно-практическая конференция «Функциональная морфология тканевого микроокружения: от теории к практике», посвящённая памяти академика РАН Михаила Пальцева. Она объединила ведущих исследователей из России, Китая и других стран, став важной площадкой для обсуждения трансляции фундаментальных открытий в персонализированную медицину.