«РУДН - один из лидеров по созданию massive open online courses для подготовки к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ», - Юлия Эбзеева
Начнём с короткой статистики. Согласно данным Левада центра, 72 % россиян склонны к мигрантофобии: то есть относятся к мигрантам негативно и с чувством предубеждения.
По данным на сентябрь 2019 года, комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ сдали 1 200 400 человек. 709 121 человек – чтобы получить патент, 111 631 человек – разрешение на временное проживание, 220 651 человек – в целях получения вида на жительство. Растёт количество трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, а также количество стран, принимающих участие в комплексном экзамене.
РУДН входит в число 13 университетов, имеющих разрешение принимать комплексный экзамен и проводить тестирование мигрантов, желающих получить гражданство РФ. Важно отметить: наш университет с самого начала принимал участие в разработке КИМов и стандартов для этого экзамена.
В РУДН существует центр тестирования русского языка, который помимо экзаменов проводит научные исследования и мониторинги. Один из них показал, что всего лишь восемь процентов сдающих комплексный экзамен проходят обучение в специальных центрах. Большая часть из них предоставляет эту возможность бесплатно. Понимая это, РУДН одним из первых начал создавать massive open online courses (MOOC) по подготовке к экзамену. Это уникальная возможность для мигрантов – они могут пройти обучение, не выезжая из своей страны.
Юлия Эбзеева обратила внимание на следующее противоречие: для получения гражданства РФ необходимо пройти тестирование по русскому языку. В то время как для получения вида на жительство или временное проживание нужно сдать комплексный экзамен, то есть продемонстрировать знание ещё истории и вопросов законодательства.
Следующий острый вопрос – необходимость дифференцировать экзамен не только по виду пребывания на территории РФ, но и по виду миграции, социальной принадлежности мигрантов, уровня их образования. Целесообразность дифференциации и ее критерии вызывают множество дискуссий.
Юлия Эбзеева иллюстрирует свои аргументы, обращаясь к богатому опыту РУДН по адаптации иностранных студентов. По приезде они обычно не обладают ни языковыми, ни культурологическими навыками – они не подготовлены к жизни в Российской Федерации. В течение учебного года происходит ряд адаптационных мероприятий. Это приносит позитивные результаты, однако за процессом адаптации стоит серьезный образовательный компонент. Иностранных студентов учат не только языку, но и культуре, особенностям жизни в условиях России. Несмотря на наличие проблем, есть и положительная сторона: существенно возрос интерес к русскому языку. Становится очевидно, что миграционные процессы должны быть управляемыми и с образовательной, и с правовой точки зрения.
Помимо Юлии Эбзеевой в программе приняли участие еще три эксперта:
- Владимир Волох – профессор Университета Управления, член экспертного совета ГУВМ МВД РФ;
- Николай Курдюмов – президент Международного альянса «Трудовая миграция»;
- Людмила Букалерова – профессор Юридического института РУДН.
Автор программы – Владимир Зорин, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель директора Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций.
Что объединяет ребят, которые разбираются в 3D-моделировании, конструируют мобильных роботов, создают коллекции одежды и расследуют компьютерные инциденты? Всероссийская олимпиада школьников по технологии! В РУДН собрались 370 учащихся из 74 регионов России. Их ждут интеллектуальные соревнования по 4 направлениям: «Техника, технологии и техническое творчество», «Культура дома, дизайн и технология», «Информационная безопасность» и «Робототехника».
Самый многопрофильный и интернациональный университет России + крупнейший частный банк в стране = новая совместная магистратура «Цифровые технологии в управлении». Абитуриентам доступны 20 грантов, которые покроют затраты на обучение. Чтобы выиграть грант, необходимо решить кейс, подготовленный Альфа-Банком, и составить портфолио.
На форуме-выставке «Россия» прошёл Всероссийский образовательный форум. На его площадке РУДН подвел итоги работы с агроклассами.